Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева

Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Газета «Волжский университет»

Литературная студия существует в Волжском университете уже более трех лет, и, казалось бы, все друг друга хорошо знают. Удивить неновичку становится всё труднее. Но случаются и неожиданности. Предлагаем вниманию читателей не только стихотворение, но и рецензии на него.

Дана ХАКИМОВА - студентка 3 курса гуманитарного института ТГУ специальности «Перевод и переводоведение». Уже третий год является участником литературной студии ВУ. Увлекается современной прозой (В.Пелевин, Л.Горалик, Ч.Паланик, Рю Мураками), смотрит арт-хаус.

КРАСНЫЙ СЛОН

Мы не считаем чужие стоны.
Я всё ближе,
Ты всё строже
Сладость дыхания лишним патроном.
Гладкие мышцы
Нежнее кожи.

Я большой красный слон...
Кричу: «Помогите, тонем!»

Стёклами режем не вены – руки.
Я всё проще,
Ты всё злее
Ревность врывается так, без стука.
Не нарочно,
Вдруг прозрели.

Я большой красный слон...
Вину заливаю белым.

Розово-красным запахом душим.
Я всё громче,
Ты всё реже
Солнце, ну что ж ты меня не слушал?
Как захочешь,
Так разрежем.

Я большой красный слон...
Давай поиграем в прятки?

Руководитель литстудии, к.ф.н., старший преподаватель кафедры романо-германской филологии Алексей Юрьевич АРИСТОВ:
– Своеобразным «открытием сезона» стало для меня публикуемое стихотворение Даны Хакимовой. При первом знакомстве с ним читателю может показаться, что это обыкновенный абсурд. Но абсурд обыкновенным никогда не бывает. Значит, стихотворение требует более пристального внимания. Часто бывает, что обедающий заглушает вкус самого блюда любимой Часто бывает, что обедающий заглушает вкус самого блюда любимой приправой. Нередко так происходит и с произведением: читатель обнаруживает свою «больную тему» и за ней не видит проблематики стихотворения. Слова и выражения «стоны», «вину заливаю белым», «я всё громче» могут особенно легко вызвать восторженную реакцию начинающего любителя психологии. Но на стихотворение следует смотреть как на художественное произведение.

После второго, более внимательного прочтения обращает на себя внимание абсурдный рефрен «Я большой красный слон...». А что дальше? Кажется, образ слона так и не развился полноценно, каждый раз оканчиваясь многоточием. В первый раз за ним следует строка «Кричу: “Помогите, тонем!”». Здесь перед нами действительно тот самый крик беспомощности, довольство которым пока ещё можно оставить. Во второй раз в рефрене стоит «Вину заливаю белым». Если первая часть заканчивалась осознанием, то вторая - уже желанием заглушить это осознание, желанием бессознательности, ухода. В третий раз большой красный слон уже смело предлагает читателю: «Давай поиграем в прятки?» Герой уже надел маску. В таком виде он и выходит на сцену. Тема маски может быть спроецирована и на всё стихотворение: некто под видом «большого красного слона» (он так настойчиво представляет себя, что невозможно не поверить) повествует нам свою историю. Теперь мы готовы прочитать стихотворение в третий раз и попытаться вторгнуться в непростые отношения его «я» и «ты», а также понять его тему.

Из-за ритма возникает ощущение, похожее на свинговое. Кстати говоря, Дана всегда впечатляет слушателей музыкальностью своего стиха.

Попробуем теперь представить общую картину стихотворения. Каждый раз новое противопоставление «я-ты» приводит лирического персонажа к очередной ступени созидания этой маски. При этом противопоставление, внешне несущественное (как и не существующий красный слон: «ближе» предполагает «дальше», «проще» - «сложнее», «громче» - «тише»), оказывается даже более страшным, чем если бы оно было выражено в словах. Если тебе доказывают, что то, чего ты боишься, то страх может не исчезнуть, а наоборот - возрасти, подкрепленный теперь и одиночеством непонимания. И тогда «строже» оказывается равносильно «дальше» как идея закрытости, отдаления. А «проще» точно так же превращается в идею открытости и, соответственно, доброты. Но когда крики «Помогите, тонем!» (кстати, вместе) оборачиваются всё более злой строгостью, то возникает острое желание «сделать так, чтобы ничего этого не было».

Конечно, боль души может вызвать самые разные симптомы, одним из которых вполне может быть и ревность, первые цветы которой проглядывают в последних строках первых двух частей стихотворения. Вот тот образ, который наконец у меня сложился после подробного прочтения «Красного слона»: маска скрывает «разломанную открытую» душу. Остается радоваться, что это пока только маска!

Участник литсутдии Светлана Александровна ЛЕБЕДЕВА:
– Красный слон… Что это? Фантазии Ван Гога или результат хитрой мутации? Это всего лишь образ из одноименного стихотворения Даны Хакимовой. Но на этом «всего лишь образе» держится всё произведение. Именно он придаёт строкам смысл и одновременно делает их «бессмысленными», а если выразиться точнее - ассоциативными. Поясним и докажем эту мысль.

Ассоциациями, а не «прямыми» или даже «художественными» смыслами скреплён весь текст. Когда вы будете читать его, забудьте о том, что значит каждое из слов - обратите внимание на те смысловые оттенки, которые образуются независимо от вашего разумного восприятия на ассоциативном уровне. После прочтения текста подождите минут пять, а потом ответьте на вопрос: о чём он? У вас останется впечатление, но не останется образов, кроме единственного - красного слона. Но не о красном же слоне всё стихотворение! Попробуем в этом разобраться.

Обратимся к формальной организации текста, а именно к ритму. Строфы стихотворения напоминают классические, но ритм и расположение строк служат в первую очередь тому, чтобы подчеркнуть ассоциативные связи слов. Противопоставление лирических персонажей «я»/«ты», сопоставление характеристик «строже»/«ближе», «проще»/«злее», «громче»/«реже», постоянные повторы двойных строк, в которых появляется единственный «зримый» образ стихотворения (красный слон), - всё это как будто гипнотизирует читателя, исключая привычное, смысловое, восприятие текста.

В таких стихотворениях большую роль играет аллитерация. Резкое, негармоничное сочетание звуков указывает на разлад, который происходит в чувствах лирической героини, укрепляет мотив разрыва, создающийся употреблением слов «режем», «врывается», «прятки».

Из всего сказанного можно сделать вывод, что красный слон является символом, своим постоянным присутствием (и в названии, и в каждой второй строфе) соединяющим текст, придающим ему «прочность». А символ невозможно трактовать только в одном значении. Из этого и возникает «ассоциативность» текста. Итак, в стихотворении Даны Хакимовой создаётся не образ мира, а образ впечатления от мира, которое и пытается передать некоему «ты» лирическая героиня произведения. И передаётся это впечатление не через соединение знакомых смыслов, а с помощью ассоциаций.

Напоследок необходимо только добавить, что теперь именно вам, уважаемый читатель, стоит оценить все положительные и отрицательные стороны подобного метода создания стихотворения.

 

Просмотров: 2070

« Все статьи


Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.

Главный редактор Сергей Александрович Сумин.

Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.

Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.
  
Поиск по сайту
См. также
Студенческий центр физкультуры и спорта
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter