Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева
Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Газета «Волжский университет»

21 февраля в актовом зале Волжского университета им. В.Н. Татищева состоялся семинар «Актуальные проблемы преподавания литературы в школе и подготовки к ЕГЭ и ГИА» при поддержке специалистов МОУ «Ресурсный центр». Участники мероприятия затронули ряд важнейших проблем школьного образования, в частности как совместить подготовку к ГИА и ЕГЭ с общеобразовательной программой.

ЕГЭ и ГИА являются одними из важнейших и спорных тем на сегодняшний день в сфере российского образования. Кто-то высказывается в защиту единого государственного экзамена после 11-го класса и итоговой аттестации после 9-го, кто-то, напротив, является рьяным противником подобной формы аттестации.

Но слова словами, а такую проверку знаний учащихся никто не отменял, даже напротив - ежегодно её пытаются «усовершенствовать». И преподавателям приходится решать проблемы куда более серьёзные: как подготовить школьников к такому испытанию и при этом не забыть об общеобразовательной программе. Особенно эта проблема актуальна для педагогов-гуманитариев. Именно на решение этих вопросов был направлен семинар.

Педагогов встретила выступлением лауреат всероссийских и международных конкурсов, солистка Тольяттинской филармонии и музыкального театра «Орфей» Виолетта Пенькова. Затем методист Ресурсного центра по русскому языку и литературе Елена Валентиновна Овчинникова представила первого докладчика Людмилу Александровну Сомову, д.п.н., доцента ТГУ.

Людмила Александровна рассказала об освоении «художественного кода» на этапе анализа литературного произведения в школе. Своё выступление она начала с цитаты из Д.А. Леонтьева: «Проблематика взаимодействия искусства с его адресатом является, пожалуй, одной из наименее разработанных…» Эти слова как нельзя лучше отразили суть доклада. Докладчик рассмотрела вопросы восприятия школьниками контекста произведений классической литературы, ошибки, которые совершают ребята при анализе в силу незнания «художественного кода», а также разработку универсального алгоритма анализа лирических текстов, который поможет учащимся избежать их.

На примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан», который осуществили учащиеся средних классов, Людмила Александровна продемонстрировала сильные и слабые стороны данных сочинений, акцентировав своё внимание на литературоведческой терминологии. Оказалось, что не все дети знают точные значения терминов, но при этом хорошо улавливают контекст произведений, который без достаточных теоретических знаний сложно выразить правильно. Ввиду того что ЕГЭ требует глубоких знаний в этой области, преподавателям стоит задуматься над этой проблемой.

Далее в своём выступлении Л.А. Сомова обратилась к проблеме пособий для подготовки к единому государственному экзамену, которые часто содержат такие задания, которые сложно понять даже специалистам. В заключение Людмила Александровна призвала педагогов не просто слепо готовить детей к экзаменам по предложенным пособиям, а выделять сочинения наиболее способных учеников, обрабатывать их и делать образцами, которые будут понятны каждому школьнику. В этих целях уже создан сайт в Интернете, в работе которого могут принять участие все желающие педагоги.

После бурных обсуждений некоторых вопросов, которые заинтересовали присутствующих, свой доклад на тему «Традиции русской классики в современной отечественной литературе» представила Марина Германовна Лелявская, к.ф.н., доцент, преподаватель ТГУ. Она начала своё повествование с того, что, несмотря на большое количество отрицательных отзывов о ЕГЭ и ГИА, всегда нужно видеть положительные стороны, не бороться с этим, а искать пути, которые могут быть полезны и при подготовке к экзаменам, и при освоении общеобразовательной программы.

Марина Германовна выбрала основным направлением доклада приобщение школьников к чтению, что, по её мнению, должно помочь детям при написании сочинений по русскому языку и литературе. Чтобы заинтересовать детей чтением классики, можно наряду с ней приобщать их к хорошей современной литературе, которая будет идти не только не во вред, но и даже на пользу учащимся. Ведь ребенку, который живет в современном мире, легче воспринимать то, что написано сейчас, в XXI веке.

Была проведена аналогия между рассказом «Свеча горела», автор Майк Гелприн, и романом Е.И. Замятина «Мы», повестью Елены Чижовой «Нюточкин дом» и «Шинелью» Н.В. Гоголя, рассказом «Фетисыч» Бориса Екимова и рассказом «Филиппок» Л.Н. Толстого, «Гвардией тревоги» Екатерины Мурашовой и «Тимуром и его командой» Аркадия Гайдара.

Главным помощником в приобщении школьников к современной литературе и знакомстве их с новыми авторами М.Г. Лелявская назвала Интернет, где можно найти все произведения и после прочтения обсудить их на занятиях и сравнить с классическими.

По окончании доклада преподаватели живо обсуждали предложение Марины Германовны, подробно расспрашивали ее о том, где можно найти нужные произведения, и делились идеями, как можно будет включить их в программы своих занятий.

Обсуждение затронутых в докладах проблем продолжилось и по окончании мероприятия. Попутно каждому из присутствующих вручались сертификаты об участии в семинаре.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Просмотров: 1564

« Все статьи


Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.

Главный редактор Сергей Александрович Сумин.

Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.

Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.
  
Поиск по сайту
См. также
Телестудия
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter