Интервью с Татьяной Исаковой
Татьяна Борисовна Исакова — кандидат педагогических наук. С 2002 года заведующая кафедрой журналистики «Волжского университета имени В.Н. Татищева». Автор научных и учебно-методических работ по проблемам профессионального образования. Руководитель секции «Актуальные проблемы организации работы с молодежью» на Международной научно- практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики»
avdrug: Доброго дня, Татьяна Борисовна! Как Вы оцениваете уровень подготовки выпусников кафедры журналистики Татищевского университета?
Самооценка результатов деятельности кафедры журналистики безусловно важна. Но гораздо важнее внешняя оценка качества подготовки специалистов, которая складывается во-первых, из отзывов работодателей о деятельности наших выпускников, во-вторых, из отзывов государственной аттестационной комиссии по защите дипломных работ, в третьих, и это самое главное, из оценки качества подготовки специалистов в процессе аккредитации специальности. Есть и другие критерии, например участие студентов в конференциях, конкурсах, Интернет-экзаменах и т.д.
В 2008 году специальность журналистики была аккредитована. Председатели Государственной Аттестационной Комиссии, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой периодической печати МГУ Михаил Васильевич Шкондин, к.ф.н., доцент Наталья Николаевна Борщева (Самара) также высоко оценивают качество подготовки выпускников, что нашло отражение в их отчетах.
Наши выпускники востребованы в СМИ не только города Тольятти, но и Санкт-Петербурга, Москвы. Достижениями многих своих выпускников (Инны Русовой, Андрея Липова, Вероники Шторм, Максима Плюхина) мы по-праву гордимся.
Наши студенты неоднократно становились победителями стипендиальных конкурсов ФИАбанка. Шалаева Дарья, студенка 4 курса, удостоена именной стипендии
губернатора Самарской области. Подводя итог сказанному качество можно с уверенностью сказать, что подготовка выпускников в нашем университете соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по специальности «Журналистика».
Татьяна Исакова: Самооценка результатов деятельности кафедры журналистики безусловно важна. Но гораздо важнее внешняя оценка качества подготовки специалистов, которая складывается во-первых, из отзывов работодателей о деятельности наших выпускников, во-вторых, из отзывов государственной аттестационной комиссии по защите дипломных работ, в третьих, и это самое главное, из оценки качества подготовки специалистов в процессе аккредитации специальности. Есть и другие критерии, например участие студентов в конференциях, конкурсах, Интернет-экзаменах и т.д. В 2008 году специальность журналистики была аккредитована. Председатели Государственной Аттестационной Комиссии, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой периодической печати МГУ Михаил Васильевич Шкондин, к.ф.н., доцент Наталья Николаевна Борщева (Самара) также высоко оценивают качество подготовки выпускников, что нашло отражение в их отчетах. Наши выпускники востребованы в СМИ не только города Тольятти, но и Санкт-Петербурга, Москвы. Достижениями многих своих выпускников (Инны Русовой, Андрея Липова, Вероники Шторм, Максима Плюхина) мы по-праву гордимся. Наши студенты неоднократно становились победителями стипендиальных конкурсов ФИАбанка. Шалаева Дарья, студенка 4 курса, удостоена именной стипендии губернатора Самарской области. Подводя итог сказанному качество можно с уверенностью сказать, что подготовка выпускников в нашем университете соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по специальности «Журналистика».
iphronaut: Мой зять член Союза дизайнеров России Олег Татьянин, известный в городе дизайнер, руководитель музыкальной группы «Татьянин день» утверждает, что 5 лет обучения в институте дизайну — это потраченные зря время и деньги.
Какую пользу приносит институт журналисту. Ведь это тоже творческая профессия?
PINGvin: Разрешите небольшую ремарку. От недавнего выпускника журфака как раз. В это вопросе — я сам придерживался всегда мнения, что «журналистике научить нельзя». Некоторые выпуснкники журфаков по стране и в нашем городе — яркое тому подтверждение. Но по ходу работы, если нет другого высшего образования (филолог, физик-ядерщик, инженер и т.д.) на очередном этапе возникает острая потребность в специальных знаниях. А они в профессии все же есть. Интересно, что думает на этот счет Татьяна Борисовна?!
Татьяна Исакова: Я с Вами абсолютно согласна. Журналистике нельзя научить, журналистике можно только научиться. Без фундаментальной подготовки, без специальных знаний в области истории журналистики, основ журналистики и журналистского творчества, журналист обречен каждый раз изобретать колесо, искать верный путь путем проб и ошибок. Освоить специальные знания, отточить навыки, сориентироваться в потоке информации помогают преподаватели вуза. С нашими студентами работают настоящие мастера своего дела, это журналисты практики, члены Союза журналистов России Валентина Николаевна Макаренко, Наталья Валентиновна Казанджян, Нина Ивановна Баранова и др… Это ученые- к.ф.н., доцент Анна Владимир. Жданова, к.ф.н. профессор Светлана Николаевна Лебедева, к.ф.н., Ольга Дмитриевна Паршина, к.и.н., доцент Тимофей Евгеньевич Житинев и многие другие. Сочетание науки и практики делает профессиональную подготовку журналистов гармоничной.
ciphronaut: Чтобы получить эти «специальные» знания сегодня столько источников… Да и 5 лет для освоения специальных знаний явно многовато.
Татьяна Исакова: Я думаю, Ваш зять немного лукавит. Пять лет в институте — это пять лет яркой, насыщенной студенческой жизни, которая как мозаика складывается из лекций, семинаров, бессонных ночей во время сессии, походов, соревнований, КВН, студенческих весен… Друзья, обретенные в студенческие годы — это друзья на всю жизнь, самые верные искренние и бескорыстные. Но самое главное в вузе закладывается «фундамент» будущего профессионализма. Далее, в практической деятельности, оттачивая и совершенствую свое мастерство, мы на этом «фундаменте» создаем себя как профессионалов. И если «фундамент» плох, то и «дворца» на нем не получится. А когда «дворец» готов, то редко, кто обращает внимание на «фундамент». Особенно это актуально для журналистов. Реалии таковы, что журналист должен быть универсалом, способным работать в печатных и Интернет изданиях, телерадиокомпаниях и информационных агентствах. Он должен знать особенности государственной политики, законодательства, разбираться в экономике, искусстве и т.д… Все сферы общественной жизни, будь-то образование, здравоохранение, ЖКХ или культура, сегодня, как никогда нуждаются в талантливых журналистах, серьезных аналитиках, которые могу не только понять каждую из этих сфер, но и грамотно проинформировать о событиях, проанализировать их. Без фундаментальной вузовской подготовки с этим не справиться.
ciphronaut: Ему незачем лукавить… Он несколько лет не может найти себе толкового помощника. При чем без особых требований — специалиста в дизайне.
klauss: Татьяна Борисовна, в городе часто встречается мнение, что ВУИТ доучивает тех, кто в ТГУ учиться не смог. Согласитесь с ним или это неправда?
Татьяна Исакова: Во времена плановой экономики студенты заканчивали тот вуз, в который поступали, переводы из вуза в вуз были большой редкостью. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Студенты стали более мобильными и они с легкостью меняют учебное заведение, будь то колледж, техникум или вуз. Меняют специальности, т.к. понимают, что ошиблись с выбором. Студенты ТГУ переходят и в ПВГУС, и в ВУиТ. Студенты ВУиТ переходят в ТГУ, вузы столичных городов и это нормальный процесс. А в связи с вхождением России в Болонский процесс мобильность студентов будет расти. И студенты ТГУ смогут доучиваться не только в ВУиТ, но и в др. вузах нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.
avdrug: Даааа, я даже как-то растерялся после такого потока саморекламы и подумал, а я вообще-то все эти годы где работаю — в журналистике или нет? Может, я в другом городе работаю? Или сплю? Я 15 лет в журналистике. Когда ТГУ и Татищевский начали каждый год выпускать потоки малограмотных, не очень эрудированных молодых специалистов, людей, из общения с которыми видно, что они мало читали, еще меньше склонны к анализу окружающей действительности, а выбор профессии был обусловлен, видимо, невысоким проходным баллом (?), мне стало грустно. Моя знакомая, редактор одной из городских газет, говорит, что специалисты, подготовленные местными вузами, нанимаясь работать за очень небольшие деньги, снизили уровень зарплат вцелом по городу у всего журналистского цеха. Нет, я не про хлеб насущный, готов поделиться. Ведь журналистика в стране, в силу экономических и политических причин, вырождается в нечто среднее между пиаром и навыками акынствующего репортёра. А тут еще два вуза в городе, с их конвейером, выпускающим «специалистов». По-моему, надо сокращать.
PINGvin: да-да давайте сократим вузы до одной ТАУ, оттуда же в основном гении штампуются. Только подскажите, будьте любезны, откуда взять 150 тысяч в год на бизнес образование?!
artyom: так доходы должны подняться будут. меньше будет «специалистов» — выше у них зарплата.
ciphronaut: Если во главу угла ставить выполнение стандарта подготовки (по итогам аккредитации), что же Вы хотите получить? Я догадывался, что «ученые вузов» оторваны от практики, но не догадывался, что настолько… Не нужно никакие аккредитации, достаточно взять городские газеты и почитать, городское телевидение и посмотреть, городские сайты и посмотреть посещаемость…
Татьяна Исакова: Наша жизнь — это то, что мы о ней думаем. Для одного стакан наполовину полон, для другого наполовину пуст. Я очень люблю свой город, свой вуз, своих коллег, студентов, выпускников и стараюсь обратить внимание на хорошее, что есть. Снижение уровня заработной платы в нашем городе отмечается не только у журналистов, но и во всех сферах. Это временное явление никак не связано с количеством выпускников вузов. А то, что с высоты прожитых лет молодежь кажется Вам малоэрудированной и неначитанной, так у них вся жизнь впереди, они все наверстают. Не ругайте их, а лучше поддержите в начале творческого пути и тогда журналистика будет процветать.
Koteus: Татьяна Борисовна, я в следующем году заканчиваю школу, но уже сейчас думаю куда пойти учиться. Хотел бы, чтобы моя профессия была связана с моими увлечениями. Я люблю организовывать праздники, конкурсы, участвовать в КВН. Что вы мне посоветуете?
Татьяна Исакова: Я посоветовала бы Вам специальность «Организация работы с молодежью», т.к. она в наибольшей степени соответствует вашим увлечениям и представляет огромные возможности для самореализации. Эта специальность очень интересная, многогранная. Она включает в себя самые разные аспекты, начиная с молодежной политики, предпринимательства, правовой защиты молодежи и заканчивая вопросами организации молодежного досуга. В дальнейшем Вы легко можете сменить направление своей деятельнсоти без дополнительной переподготовки. В настоящее время в нашем городе эта специальность есть только в Волжском университете им. В.Н.Татищева. Открою небольшую тайну. Сейчас рассматривается вопрос о введении специализации на данной специальности, связанной с организацией культурно-массовых мероприятий. Преподавать дисциплины специализации будут ведущие специалисты кафедры «Актерское искусство». С правилами приема вы можете ознакомится на официальном сайте ВУиТ. Кроме того, втечении учебного года для абитуриентов будут проводится олимпиады, конкурсы, экскурсии. Следите за анонсами на сайте и принимайте активное участие.
Barcello: Здравствуйте! Мой сын собирается поступать в этом году в Волжский университет им. В.Н. Татищева, о том, как организовано обучение мы знаем, а как организован досуг студентов?
Татьяна Исакова: Досуг — это богатейший пласт культуры. Правильно выстроенная система досуга в образовательном учреждении способствует духовному обогащению студентов, помогает восстановить силы, формирует интеллектуальные, творческие способности, дает опыт социальной практики. Именно поэтому организации досуга студентов в ВУиТ уделяется большое внимание. Координирует эту работу управление по социально-воспитательной работе университета, возглавляемое к.и.н., доцентом Верой Ивановной Янченко. Основными направлениями организации досуга являются: физкультурно-оздоровительная (работают спортивные секции, организуются соревнования, хорошо развит туризм...); интеллектуальные (организуются интеллектуальные игры, брейнринги, турниры «Что? Где? Когда?»...); развитие творческих способностей (на протяжении ряда лет у нас работает литературная гостинная, которую возглавляет к.ф.н., доцент кафедры романо-германской филологии Аристов Алексей Юрьевич)в университете своя команда КВН, работают творческие студии; нравственное (в университете действует добровольческое движение «Студент помоги детям» — за каждым факультетом закреплен подшефный детский дом). Студенты организовывают различные мероприятия с детьми, приглашают их на свои праздники в университет, и каждый год, в преддверии Дня защиты детей проводится фестиваль, совместно с детьми из подшефных детских домов «Твой стиль жизни». О каждом направлении деятельности можно говорить много, я рекомендую Вашему сыну в сентябре, когда он будет зачислен в число студентов обратиться в управление по социально воспитательной работе (ул.Белорусская, 6а; каб 215). Там он получит подробную информацию и выберет себе занятие по душе.
Stephen_King: Добрый день! Татьяна Борисовна, какие условия созданы для организации досуга студентов?
Татьяна Исакова: На данный вопрос я частично уже ответила. Добавлю лишь то, что в нашем университете созданы прекрасные условия для самореализации студентов. Во-первых у нас замечательная материально-техническая база. Это единственный вуз в городе, на базе которого имеется свой санаторий-профилакторий «Русский бор», где и преподаватели, и студенты могут отдохнуть и поправить свое здоровье. Есть спорнтивные залы и площадки для занятий на открытом воздухе. К услугам ребят, которые занимаются, ведеосъемкой, фотографией есть профессиональная телестудия, фотостудия, оснащенные современным оборудованием. Конечно эти студии нужны в первую очередь для обеспечения учебного процесса, но и после занятий студенты всех факультетов с удовольствием занимаются любимым делом. Во-вторых в университете прекрасные, увлеченные спекциалисты. В третьих — инициативные творческие студенты. Таким образом — материально-техническая база, высококвалифицированные кадры и инициатива студентов — это три кита, на которых держится досуг.
PINGvin: Общение может быть продолжено. Мы просто проанонсировали следующим постом — нашего следующего эсперта.
avdrug: Извините, что вдогонку. Да причём здесь ругань и высота прожитых лет, Татьяна Борисовна. Специалист, работающий со словом и с другим человеком, ДОЛЖЕН хотя бы! УМЕТЬ ГРАМОТНО ПИСАТЬ. И УМЕТЬ ИНТЕРЕСНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОС, И ПРОВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ, чтобы получить у собеседника максимум информации, заставляющей читателя думать. Для этого он должен в вузе учиться, ХОТЯ БЫ читать списки литературы, а не заниматься поиском заработка со второго курса (я учился не в Тольятти, с вузом и с преподавателями мне повезло, во время учёбы из библиотеки не вылезал, поэтому работать смог только после защиты диплома. Мои преподаватели не допустили бы до сдачи экзаменов, если бы я не прочитал 90 процентов книг из списка. Эти люди умели давать, но они умели и требовать, их авторитет был высок). Татьяна Борисовна, Ваш призыв — «поддержите в начале творческого пути, и тогда журналистика будет процветать» применим к юношам и девушкам, которые мотивированы стать журналистами. Я работал с такими в московской газете, видел их подход к делу, их нервное отношение к собственной репутации. Увы, Ваша кафедра никак не мотивирует студентов в плане добросовестной учёбы. Да, как редактор я постоянно правлю тексты Ваших выпускников, исправляю орфографию, расставляю запятые. То есть, делаю то, что недоделали Ваши преподаватели. Так я, по-Вашему, способствую процветанию тольяттинской журналистики?!.. Бред! А по поводу рассуждений о стакане… О нём вспоминают, когда хотят уйти от обозначения проблемы. А проблема в том, Татьяна Борисовна, что кафедра журналистики и Татищевского, и ТГУ работает, так сказать, сама на себя. Куда уж как мило: как бы идёт учебный процесс, студентов как бы обучают и даже работники городских СМИ, кафедры как бы проходят аттестации, как бы приезжают высокие профессора оценить всё это, выпускаются как бы специалисты.И преподаватели ежемесячно получают зарплату, студенты-стипендии, проходит защита кандидатских, докторских. Финансовый поток, скреплённый человеческими амбициями, вращается вокруг кафедр журналистики, и создаётся впечатление, что всё так и должно быть.
По материалам tlttimes.ru.
Просмотров: 6706