Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева
Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Общая информация о юридической клинике

Юридической клинике ВУиТ более пяти лет. За этот период накоплен определенный опыт, да и само понятие «юридическая клиника» стало уже привычным как для студентов, так и для преподавателей. Приходит осознание того, что клиническое образование становится эффективным дополнительным компонентом юридического образования.

Работа и занятия студентов в юридической клинике организуются под руководством преподавателей клиники. Важно, чтобы они были профессионалами - юристами, имеющими собственную практику. Процесс наставничества (кураторства) студентов в юридических клиниках хорошо продуман и вполне отвечает поставленным перед ним задачам. Наша клиника организована под патронажем кафедры гражданского права и процесса. Руководит этой работой заведующая кафедрой, профессор, кандидат юридических наук Любовь Николаевна Якушина.

Клиническое юридическое образование по сравнению с другими способами обучения юристов имеет следующие особенности:

  • Сочетание обучения в учебной аудитории с получением практических навыков;

  • Проведение специальных занятий со студентами для их под готовки к практической деятельности, прежде всего в юридической клинике. Такую подготовку в отдельных случаях также могут получать студенты, которые в дальнейшем будут проходить практику не в юридической клинике, а, например, в общественных приемных;

  • Обучение студентов преподавателями, имеющими опыт практической работы и владеющими специально разработанной интерактивной методикой;

  • Наряду с обучением навыкам работы юриста воспитание профессионально значимых качеств, в первую очередь профессиональной этики;

  • Возможность постоянного контакта с преподавателями-кураторами при возникновении на практике любых спорных вопросов и неясностей;

  • Использование интерактивных методик обучения;

  • Постоянный обмен опытом клинического юридического образования между действующими юридическими клиниками.

Важной особенностью клинического юридического образования при подготовке студентов юридических факультетов обоснованно считается создание условий, при которых студенты получают возможность проходить практику под руководством таких наставников, которые не только владеют специальной методикой преподавания, но и хорошо знают реальную юридическую практику. В результате прохождения такой практики у студентов формируются профессиональные навыки, в основе которых лежит не просто опыт, а знания специально подготовленных наставников-юристов.

Положительной особенностью клинической части юридического образования следует считать овладение студентами началами профессиональной этики, накопление ими опыта работы с социально незащищенными людьми. Клиническое юридическое образование способствует воспитанию нового поколения юристов, осознающих право в социальном контексте.

Это достаточно сложная и важная задача. Ее решение требует, во-первых, преодоления правового нигилизма, который имеет место и в среде студентов-юристов. Поэтому на занятиях в юридической клинике тема «Профессиональная этика» является самостоятельной, а ее отдельные элементы включаются в другие темы учебного плана. Во-вторых, формирования твердых этических убеждений через осознание гуманности профессии юриста, чему активно способствует деятельность по предоставлению бесплатных юридических услуг самым незащищенным слоям населения: безработным, пенсионерам, многодетным и одиноким родителям, студентам и др.

Клиническое юридическое образование помимо социальной адаптации к жизни помогает студентам лучше усваивать теоретическую программу. При очень сложных ситуациях в процессе работы с клиентами студенты вынуждены обращаться за юридической помощью. Это стимулирует их осознанно изучать многие дисциплины и ликвидировать пробелы в своих знаниях. В этом заключается еще одно преимущество клинического образования будущих юристов.

Таким образом, можно выделить три направления, по которым работают юридические клиники, вовлекая студентов в будущую профессию:

  • Обучение навыкам профессиональной деятельности;

  • Работа в качестве юриста под руководством опытных преподавателей-наставников;

  • Развитие творческой активности.

Можно выделить три группы целей, которые ставят перед собой юридические клиники в пределах основных направлений деятельности: образовательные, социальные и иные цели.

Образовательные цели:

  • соединение юридической науки и преподавания с юридической практикой для преодоления в учебном процессе разрыва между теоретическим юридическим образованием и юридической практикой

  • привитие студентам навыков организации и ведения юридической работы

  • обеспечение студентам условий для углубленного изучения отдельных учебных дисциплин, а также вопросов юридической этики и профессиональной ответственности

  • разработка и внедрение новых курсов, методических рекомендаций и активных методов преподавания юридических и смежных дисциплин

  • повышение уровня профессионального юридического образования посредством создания методики клинического образования и внедрения ее в образовательные программы;

  • создание рабочих мест для прохождения студентами практики, предусмотренной учебным планом;

  • поддержка и проведение научных исследований в сфере юридического образования;

  • разработка технологии передачи опыта преподавателя-практика студентам;

  • укрепление престижа юридической профессии;

  • формирование твердых этических убеждений, понимания гуманности профессии юриста;

  • развитие философии юриста, т.е. правильного понимания студентами, что значит быть юристом, при поисках ответов на вопросы:
    • Какова роль юриста в обществе?

    • Как должны строиться и функционировать социальные и судебные системы в обществе?

    • Каковы должны быть стремления юриста, чтобы были удовлетворены и личные, и профессиональные потребности?

    • Какие навыки необходимы юристу для успешного освоения новых областей права и правоприменения?

    • Что значит «соблюдать профессиональную юридическую этику»?

Социальные цели:

  • оказание квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам;

  • представление интересов лица, которому оказывается юридическая помощь, в органах государственной власти и местного самоуправления, любых организациях, суде;

  • создание образовательных программ для отдельных категорий малообеспеченного населения;

  • оказание содействия в реализации прав и свобод человека и гражданина в регионе;

  • повышение уровня правовой культуры, правосознания и. юридической грамотности населения региона;

  • участие в нормотворческой деятельности в регионе, разработка рекомендаций по совершенствованию правовой системы;

  • помощь государственным и общественным организациям в подготовке правовых актов путем участия в их разработке и экспертизе;

  • оказание бесплатной правовой помощи некоммерческим организациям (разработка учредительных документов общественных объединений, юридическая помощь в их государственной регистрации; консультационная помощь);

  • «социализация» студентов (включение студентов в решение различных реальных проблем, разрешаемых правоприменительными органами, с одной стороны, и в решение проблем граждан, нуждающихся в правовой защите, - с другой).

Иные цели:

  • организация и проведение семинаров, конференций, круглых столов по отраслям права, составляющим специализацию клиники;

  • проведение выездных студенческих консультаций в отдаленных районах региона;

  • развитие межрегионального и международного сотрудничества клиники, факультета

  • обмен студентами, аспирантами, преподавателями,

  • расширение сотрудничества с образовательными учреждениями;

  • сотрудничество с судебными учреждениями, правоохранительными и иными органами государственной власти и местного самоуправления, негосударственными организациями в России и за ее пределами;

  • сотрудничество со средствами массовой информации;

  • сотрудничество с правозащитными организациями.

Учитывая цели, которые стоят перед клиникой, а также желание студентов клиники научиться основам профессионального мастерства, необходимо прежде, чем допустить студентов до консультационной и иной деятельности, обучить их, как эта работа делается правильно. Студент, понимающий, как надо работать с клиентом и знающий четко правила такой работы, а не только обладающий большими знаниями, может добиться больших успехов в своей будущей деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать первый вывод: Обучение в клинике — это обучение через действие; это первый шаг к получению профессиональных навыков работы юриста.

В качестве задач клинического юридического образования, вытекающих из уже рассмотренных нами его особенностей и истории внедрения, можно назвать:

  • улучшение качества юридического образования в целом и приближение его к интересам и запросам работодателей, студентов и преподавателей;

  • осуществление непрерывного контроля над практической подготовкой студентов;

  • совершенствование методики клинического юридического образования.

Второй вывод из вышеизложенного можно сформулировать так: Клиническое юридическое образование (в частности, при работе с реальным клиентом) требует наличия юридической клиники как специальной базы обучения. Специфической особенностью юридической клиники является то, что она, во-первых, создается преимущественно для учебных целей и не преследует денежных интересов, а во-вторых, «страхует» консультационную деятельность студентов с помощью преподавателей, которые им помогают.

Обучение студентов в юридической клинике ВУиТ является частью процесса их обучения на юридическом факультете. До внедрения клинического юридического образования только отдельные студенты имели реальную возможность поработать юристами в каких-либо организациях, но даже для них не существовало специального обучения навыкам работы с клиентом. Сейчас за счет прохождения обучения в клинике ВУиТ число студентов, получающих практический опыт работы, значительно увеличилось. За время существования нашей клиники более 80 студентов овладели методикой работы с клиентами. Социальный опыт, полученный в процессе оказания юридической помощи малообеспеченному населению, также очень важен. Уместно говорить о том, что юридические клиники помогают воспитанию нового поколения юристов, которые обладают не только обширными теоретическими знаниями, но и определенным социальным и юридическим опытом.

Анализируя работу студентов, можно сделать следующий вывод: чем раньше они начнут реальную практику в суде, в прокуратуре, в налоговой инспекции и т.д., тем успешнее будет развиваться их карьера.

В клинике студенты занимаются по специальному методу «клинического образования», который основан на таких принципах, как «погружение обучающегося в проблему», «учеба через действие», «учеба через диалог». Посредством такого обучения наши студенты учатся проводить интервьюирование клиента; общаться с «трудными» клиентами; консультировать клиентов по гражданскому, семейному, жилищному и трудовому законодательству; составлять юридические документы (исковые заявления, заявления по делам особого производства, жалобы, ходатайства, кассационные жалобы в Самарский областной суд); представлять интересы граждан в судах: в Центральном районном суде, Комсомольском районном суде, Автозаводском районном суде, Ставропольском районном суде; они овладевают правилами профессиональной этики.

Конечно, эти основные навыки необученный студент может со временем приобрести и сам, но не нужно доказывать, что было бы предпочтительнее, если бы студенты были им обучены с самого начала.

Так в ходе работы в юридической клинике, каждый студент изучает судопроизводство и процессуальное оформление документов, а также осуществляет прием граждан. Важным моментом в деятельности юридических клиник является непосредственное общение с клиентом. Большую роль играют преподаватели. Все - от занятий до консультаций (оформле-ние документов, подготовка к встрече с клиентом, варианты решения проблемы и т.д.) проходит под контролем преподавателя.

По мнению студентов ВУиТ, прошедших обучение в юридической клинике, юридическая клиника – это обучение через действие, замечательная педагогическая находка. Это возможность во время учебы получить настоящий опыт работы, причем речь идет не об учебной практике, а о взрослой работе и серьезных юридических делах.

Так работают уже почти тридцать лет многие университеты мира, в том числе и наш Волжский университет имени В.Н.Татищева.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter