Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева
Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Геннадий Сульдимиров: «Я бы оценил экологическую обстановку в Тольятти на три с минусом»

Геннадий Сульдимиров: «Я бы оценил экологическую обстановку в Тольятти на три с минусом»

Какова экологическая обстановка в Тольятти, как она изменилась после лесных пожаров 2010-го года, и что нужно сделать для того, чтобы улучшить экологию города — об этом и многом другом рассказал «ВК» председатель комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты г. Тольятти, первый Главный эколог города, профессор Волжского университета им. Татищева Геннадий Сульдимиров.

- Как вы в целом оцениваете экологическую обстановку в Тольятти?

- Я бы оценил ее на три с минусом, это, по моему мнению, объективная оценка. По ряду веществ в атмосфере города наблюдается многолетнее превышение концентрации: и по формальдегидам, и по взвешенным веществам (прим. авт.: пыли, золе, саже и другим твердым составляющим), и по ряду других. Индекс загрязнения атмосферы — около 7-8, что значительно выше допустимого уровня. Несмотря на то, что промышленность в последние годы снизила объемы выбросов, и от стационарных источников – заводов они сократились довольно существенно, по сравнению с теми же 90-ми годами чуть ли не в 3- 4 раза. Однако вырос объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта. По официальным данным, эта цифра составляет почти 80 тыс. тонн, а по нашим расчетам — до 150 тыс. тонн, это более 70 % всех выбросов в атмосферу города. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу от 30 до 45 тыс. тонн загрязняющих веществ ежегодно.

- Что предпринимают для уменьшения количества выбросов химические предприятия Автограда?

- Такие крупные химические предприятия, как Тольяттиазот и Куйбышевазот, конечно, проводят мероприятия по уменьшению количества выбросов. Кроме того, это компании, стоящие на государственном контроле, и к их промышленной деятельности внимание значительно выше, чем к другим заводам. И я бы не сказал, что к ним город предъявляет много претензий. Ведь эти предприятия вкладывают довольно крупные средства в охрану окружающей среды, обновление своего оборудования. Совсем недавно были нападки на «Тольяттиазот», а ведь он вложил больше двухсот миллионов рублей в обновление оборудования по очистке выбросов и сбросов.

- Однако, как вы упомянули, наибольшее количество выбросов в атмосферу — от автомобильного транспорта. Как можно решить эту проблему?

- Количество автотранспорта в Тольятти растет очень быстро. По нашим оценкам, сейчас в Тольятти более 250 тыс. автомобилей. Проблему снижения выбросов от автотранспорта решить очень сложно. У нас лет 20, наверное, никак не модернизируется и не развивается дорожно-транспортная сеть. В генеральных планах города 1994 года и 2004 года было предусмотрено совершенствование дорожно-транспортной сети, но до сих пор ничего не сделано. Производится только ремонт дорожного покрытия, причем качество ремонта оставляет желать много лучшего. Так, по-прежнему только в планах остается строительство развязки ул. Офицерская/Обводная дорога, развязка на М5 в районе Жигулевского моря, ул. Новопромышленной, ул. Механизаторов Автотранспортная проблема только обострится в связи со строительством Особой экономической зоны. Более 15 лет идут споры о необходимости строительства лесной дороги между Автозаводским и Центральным районами от ул. Мира до Ленинского проспекта через лесную зону и о расширении Лесопаркового шоссе. Я сторонник строительства лесной дороги, и не стесняюсь это сказать. Раньше я был против: строительство дороги было связано с вырубкой 54 га леса. Но тогда лес был целым, а сейчас на этой территории горельник. Опять же, дорога дороге рознь. Эта автомагистраль должна быть построена с минимальным воздействием на окружающую среду, с отводом ливневых вод и их последующей очисткой. Ведь основным загрязнителем территории, прилегающей к дорогам, являются ливнево-сточные воды. Строительство Лесной дороги в несколько раз снизит поток транспорта по Лесопарковому шоссе – основной зеленой зоне отдыха жителей города - и приостановит ее деградацию.

- На ваш взгляд, насколько эффективно идет работа по расчистке горельников после пожаров 2010 года и высадке молодого леса?

- Этот вопрос наводит на грустные размышления. Вообще, проблема восстановления леса очень сложна. Энтузиазма много, но нужно представлять: чтобы восстановить лес в том виде, в каком он был, необходимо сто лет. Нужна научно обоснованная программа по восстановлению лесопарка в более краткие сроки. На днях ехал на велосипеде и специально остановился посмотреть на посадки. Надо сказать, что через одну сосенки погибли. Конечно, порадовали те деревца, которые прижились.

Но мы же хотим восстановить лес быстро. Видимо, нужно сажать лиственный лес. Он растет в 2-3 раза быстрее хвойного. Береза, например, за 20-30 лет может вырасти до 20 метров. Важнейшая проблема – организация постоянного ухода за лесными посадками. Не закончена и расчистка горельников. Хотя всю зиму и жгли костры, территория неубранных горельников еще очень велика. К сожалению, нет и той культуры вырубки леса, которую хотелось бы видеть, отсутствует технология переработки образующихся деревоотходов.

- В каком состоянии, по вашим данным, находятся тольяттинские водоемы?

- Беда и Самары, и Тольятти – в отсутствии очистки поверхностного стока. Сточные воды практически напрямую сбрасываются в Куйбышевское и Саратовское водохранилища. А потом мы говорим, что они крайне загрязнены, здесь у нас постоянное превышение по содержанию в воде меди, фенола и других веществ. Если бы только они… Все реки Самарской области или загрязнены или очень сильно загрязнены. Но надо сказать, что это – «болезнь» всей России. Хочется крикнуть: «Власть, повернись к экологии!». Однако нужно сказать, что сейчас разработан проект строительства сооружений для очистки поверхностного стока промплощадки Автозаводского района. Недавно прошли общественные слушания по строительству сооружений очистки поверхностного стока крупнейших предприятий и жилой зоны Центрального района. Предпроектные материалы, выполненные по заказу «Куйбышевазота», уже готовы. Но вопрос финансирования строительства остается открытым. Строительство этих двух объектов значительно улучшит экологическую обстановку в городе и на прилегающих водоемах.

- Как вы считаете, в чем причина такой ситуации? Плохо работает мэрия города?

- Нельзя сказать, что город ничего не делает. Но в городе в настоящее время нет документа, организующего экологическую деятельность в городе – экологической политики или подобного документа. Но, на мой взгляд, во многом «виновато» и законодательство. Те природоохранные законы, которые у нас есть сейчас во многом носят декларативный характер. Полномочия органов местного самоуправления нацелены в основном на сбор и утилизацию бытовых и промышленных отходов. В то же время по законодательству органы местного самоуправления лишены права контроля источников загрязнения. Ради справедливости надо сказать, что министерство лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды Самарской области делегировало часть полномочий по госконтролю мэрии г.о. Тольятти. Но реализуются эти полномочия пока слабо, финансирование их явно недостаточно, отсутствует материальная база. На эти цели в текущем году в виде субвенции выделено всего 5 млн рублей.

Еще в 1995 году дума Тольятти приняла постановление о договорах на комплексное природопользование. Идея была такова: воздействие предприятия на окружающую среду города не ограничивается только своей территорией, оно распространяется на всю прилегающую территорию или даже на всю территорию города. Поэтому предприятие должно нести перед городом, на территории которого оно осуществляет свою деятельность, конкретные природоохранные обязательства. Прошло много лет, но я по-прежнему сторонник того положения. Суть его такова: заключается договор между предприятием и органом местного самоуправления. И предприятие по договору несет природоохранные обязательства, выполнение которых мэрия может проконтролировать опять-таки в соответствии с договором. Сейчас же предприятие не несет никакой ответственности перед органами местного самоуправления.

Еще один пример: не так давно были внесены изменения в Санитарные правила СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В новой редакции этих правил не предусмотрено озеленение территории санитарно-защитной зоны. По новым правилам только предприятия 1-3 классов должны разрабатывать проект санитарно-защитной зоны, а как это сделать, если эта территория принадлежит другому землепользователю? (Как правило, граница санитарно-защитной зоны предприятия находится за пределами его территории на расстоянии от 50 до 1000 м –в зависимости от класса предприятия).

В свое время в стране работал внебюджетный экологический фонд, который формировался за счет платежей предприятий. Предприятия имели право частично вернуть себе деньги, которые они платят в бюджет за загрязнение окружающей среды, и потратить их на выполнение природоохранных мероприятий. Потом внебюджетный экологический фонд консолидировал бюджет. Теперь эти средства выделяются из бюджета. Например, в этом году Тольятти было выделено 50 млн рублей. Но минус в том, что эти средства выделяются нецелевым образом. И как всегда, и во все времена деньги из бюджета на природоохранные мероприятия выделяются по остаточному принципу…

Биография

Сульдимиров Геннадий Кузьмич в 1966 году окончил Куйбышевский Политехнический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Кандидат технических наук, имеет 68 научных и методических работ, в том числе 35 изобретений. С 1957 по 1970 годы работал в подразделениях Управления строительства «Куйбышевгидрострой» строительным рабочим, мастером, прорабом, начальником производственно-технического отдела. С 1970 по 1992 годы работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте строительных материалов и гидромеханизации заведующим научно-исследовательской лабораторией. С1982 по 1992 гг. – заместитель директора института по научной работе – первый заместитель генерального директора научно- производственного объединения «Союзнеруд». В 1992 году по конкурсу избран заместителем главы администрации г. Тольятти – главным экологом города. Депутат Тольяттинской городской думы первого созыва (1994-1996 гг.). С1997 года – директор ООО «Региональный Центр экологической безопасности «Гея». С февраля 2005 года работает в Волжском университете имени В.Н. Татищева в должности профессора кафедры экологии и природопользования.


Текст: Екатерина Лялина
Источник: Волжская коммуна

Просмотров: 5859

« Все публикации

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter