Противодействие экстремизму и терроризму
- НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ ПРОТИВ ТЕРРОРА
- Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Современное российское общество характеризуется идеологией и практикой экстремизма в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни. Отличительными особенностями экстремизма выступают нетерпимость и радикализм, а свойствами сознания – прямолинейность мышления, деление мира на «свой» и «чужой».
В разных странах и в разные времена было дано много различных юридических и научных определений понятию "экстремизм". Единого определения на сегодняшний день не существует. Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: "Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам". Современный словарь иностранных слов даёт идентичное определение экстремизму.
В Федеральном Законе "О противодействии экстремистской деятельности" № 114 – ФЗ от 25.07.2002 г. экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как:
-
деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
-
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
-
подрыв безопасности Российской Федерации;
-
-
захват или присвоение властных полномочий;
-
создание незаконных вооруженных формирований;
-
осуществление террористической деятельности;
-
возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
-
унижение национального достоинства;
-
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
-
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
-
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
-
публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
-
финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий.
В России распространение экстремизма стало одной из острейших проблем. Особое место занимает экстремистское поведение молодёжи. Молодёжи свойственна психология максимализма, который в условиях социального кризиса общества образует почву для агрессивности и экстремизма. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, не имеющей прочных идеологических установок, формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют разобщенную российскую молодежь в своих политических интересах.
Опираясь на данные социологических исследований, выделяются тенденции изменения экстремальных настроений, которые проявляются в различных сферах жизнедеятельности молодёжи:
-
в образовании и труде экстремальность молодёжи просматривается в равнодушном отношении, то есть в форме нигилизма, образование рассматривается как «обязаловка»;
-
-
в бизнесе экстремальные настроения молодёжи отражают отношение к предпринимательской деятельности, осуществляемой не правовыми способами и отношение к богатству;
-
-
в политической жизни экстремальность проявляется в недоверии молодёжи действующим в стране институтам власти и общественным организациям;
-
-
в досуге экстремальность молодёжи выражается в удовлетворённости участием в «тусовках» разного рода фанатов, в том числе музыкальных, спортивных и других.
-
В наиболее выраженной форме экстремальные настроения отмечаются в личностном и групповом самоопределении молодёжи. Об уровне экстремальности в личностном самоопределении свидетельствует выбор молодыми людьми факторов, способствующих становлению личности, обретению уверенности в себе – физической силы и внешней привлекательности. В групповом самоопределении об экстремальных настроениях говорят гипертрофированные представления молодёжи о себе как месии, призванной установить общественный порядок.
Экстремальные настроения четко прослеживаются и в жизненных ориентациях молодёжи:
-
в представлениях молодёжи о современностях;
-
в выборе жизненной позиции;
-
в отношении к мигрантам;
-
в отношении к богатым;
-
в отношении к чиновникам и бюрократам;
-
в отношении к представителям других религий.
Таким образом, экстремальные настроения молодёжи отмечены в различных сферах её жизнедеятельности, в её личностном и групповом самоопределении, в выборе жизненной позиции и в отношениях с социальным окружением.
Исследователи в ходе анализа данных, полученных в результате социологического исследования, упомянутого выше, пришли к выводу, что экстремизм в поведении молодёжи обусловлен уровнем экстремальности. То есть, исследование подтверждает сущность молодёжного экстремизма, которая определяется социально – групповыми особенностями сознания молодёжи, а формы его проявления связаны со спецификой её социального поведения.
Изучая молодёжный экстремизм, его рассматривают как особую форму активности молодых людей, которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направлена на разрушение социальной системы или какой – либо её части.
Причин возникновения экстремизма именно в молодёжной среде может быть множество, в частности социально – политические факторы:
-
кризис экономической системы;
-
социокультурный дефицит;
-
преобладание досуговых ориентаций над социально – полезными;
-
кризис школьного и семейного воспитания;
-
конфликты в семье и в отношениях со сверстниками;
-
деформация системы ценностей;
-
криминальная среда общения;
-
недостаточная социальная зрелость;
-
социальное неравенство;
-
желание самоутвердиться;
-
недостаточный профессиональный и жизненный опыт и другие.