Газета «Волжский университет»
Нобелевская премия присуждена Гарольду Пинтеру в 2005 году за пьесы, в которых он «приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения».
Нобелевская премия присуждена Гарольду Пинтеру в 2005 году за пьесы, в которых он «приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения».
Любовь к театру возникла у Гарольда еще со школьной скамьи. В начале 50-х Пинтер окунулся в театральную среду как актер, а позже проявил себя как драматург. И уже тогда о нем заговорили как о новом таланте.
Позже, став представителем театра абсурда, Пинтер пошел дальше. Он приоткрыл завесу правды в тех домах, где на первый взгляд все благополучно. Действие его пьес происходит в обыденных местах, а диалоги приводят к непредсказуемым последствиям. Смысл той или иной сцены не всегда раскрывается перед нами, как цветок, не ошеломляет дивным запахом. Скорее отдает правдивым душком. В этом весь Пинтер, буйство его мыслей невозможно уловить. Ты пытаешься поймать их, как стрекоз сачком, а они все равно улетают. Но побороться стоит.
Те, кто столкнулся с этим нобелевским лауреатом, в один голос выносят ему приговор: «Странные произведения, для любителей заумных книг». К слову, один любитель бабочек, энтомолог-самоучка говорил: «Писательское искусство - вещь совершенно никчемная, если она не предполагает умения видеть мир прежде всего как кладовую вымысла». Только посредством вымысла вы можете ощутить ту горькую правду, свою или чужую.
В России, не желая отставать от иностранных коллег, тоже ставят пьесы Пинтера: «Любовники», «День рождения», «Коллекция», «Предательство», «Возвращение домой», «Лифт». Последнюю даже можно было посмотреть в нашем городе в театре «Дилижанс» на II Фестивале одноактной драматургии в конце апреля текущего года. Судя по отзывам, премьера удалась.
Известный театральный режиссер Владимир Мирзоев, неоднократно ставивший пьесы Гарольда Пинтера, подметил, что его текстами заниматься так же интересно, как текстами Шекспира. Интерес этот заключен в разнице толкования пьес, Пинтер весь в подтексте как на ладони.
Несомненно, театральная сцена сейчас живет за счет постановок классических произведений. Но по соседству с образами прошлого существует драматургия социально и политически ориентированная. Этот синтез очень важен для театра, так же важен он был и для самого Пинтера. Однако в 2005 году Гарольд неожиданно для всех оставил драматургию и сосредоточился на политике и поэзии. Именно после вручения нобелевской премии за пьесы чаша весов все-таки перевесила в сторону «гражданина».
- Моя вовлеченность в политику - важная часть моей работы, - заявил Пинтер. И начался отсчет последним трем годам жизни Гарольда, в течение которых он как правозащитник и публицист активно критиковал военные кампании США и Великобритании в Ираке и Афганистане. В 2008 году его не стало, и стоит лишь догадываться, какую пьесу увидел бы мир сегодня.
Алёна ФЕДОТОВА
Просмотров: 3424
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.