Газета «Волжский университет»
Дмитрий ПЕРЕГУДОВ - выпускник экологического факультета ВУиТ. Увлекается творчеством писателей-фантастов, в частности Станислава Лема. Дмитрий Перегудов является представителем редкого нынче жанра научной фантастики, определить который можно как разновидность фантастической литературы, проникнутая материалистическим взглядом на реальность и основанная на представлении о том, что наука способна разрешить все тайны нашей Вселенной.
Возникновение собственно научной фантастики недаром последовало сразу за духовной революцией в западноевропейском обществе, вызванной выходом книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Даже когда позже на страницах научно-фантастических романов замелькали могущественные инопланетяне, авторы научной фантастики подразумевали, что обитатели иных миров когда-то находились на той же стадии развития, что и люди, но просто сумели раньше «эволюционировать» до более высокого уровня развития.
Несмотря на обилие поднятых в научной фантастике оригинальных тем, уже в 1910-е она стала приобретать все более заметные черты просто развлекательной литературы, одновременно теряя и господствовавший во времена Жюля Верна просветительски-популяризаторский акцент, и социальную направленность, характерную для творчества Герберта Уэлса.
В современной американской фантастике идет «пережевывание» открытий, сделанных гораздо раньше. 90-е стали временем ренессанса «космической оперы» - возникшего еще в самом начале ХХ века направления научной фантастики, в котором сочетаются темы «Космического путешествия» и «Войн грядущего». Новый вариант «космической оперы» получил даже особое и несколько ироничное название: «космоопера в стиле барокко». Для жанра обновленной «космической оперы», сторонником которого является и Дмитрий Перегудов, характерны тщательная проработка персонажей, исключительное внимание к подробностям и деталям, запутанная интрига произведения, часто нетривиальная космологическая идея. Однако ясно, что «космическая опера» продолжает сохранять свои основные жанровые черты - это история авантюрных приключений главных героев, развертывающаяся на широком галактическом фоне.
Отечественная научная фантастика начала с заимствований и копирований литературы зарубежной. Пройдя долгим путем проб и ошибок, она обзавелась такими громкими и не очень именами, как братья Стругацкие, Кир Булычев, Север Гансовский, Ариадна Громова, Сергей Снегов, Владимир Савченко…
Небольшая зарисовка Дмитрия Перегудова являет собой интересную стилизацию под фантастику американскую и возвращает читателя к тем далеким истокам, откуда в свое время вышли все вышеперечисленные «классические» авторы. «Полумгла» - это не менее классическая космоопера, несущая в себе только одну определенную идею и абсолютно свободная от каких бы то ни было «высших смыслов»… Впрочем, здесь следует оговориться: любую фантастику можно читать, как «скользя по поверхности», так и «в поисках сокрытого». Кто-то может упиваться большим количеством крови, кто-то может трепетать от неожиданного финала, в корне меняющего представление читателя о развитии сюжета, а кто-то может воспринимать превращение персонажа в чудовище как аллегорию всего развития самого человечества.
Полумгла
Он шел бесконечными, тускло освещенными коридорами, заброшенными, разгромленными отсеками и переходами, видел на белых стенах засохшую кровь.
Обрывки воспоминаний мелькали в сознании, лица, много лиц, знакомых, но безымянных. Бородатый мужчина с кривой ухмылкой. Молодая женщина с бледным лицом и светлыми волосами. Именно ее было больнее всего вспоминать. Губы видений шевелились, но слов нельзя было разобрать.
Имя. Он не мог вспомнить даже собственное имя. И это место, межзвездный корабль, потерявший управление и затерявшийся в пространстве. А он шел знакомыми чужими коридорами, не зная зачем. Никого живого не осталось, всех забрал монстр. И не осталось больше имен, не осталось слов. Даже думать было очень сложно, мысли ворочались ржавыми шестернями.
Настал все-таки момент, когда усталость взяла свое, и безымянный сполз по стене на решетчатый пол. Где-то на повороте валялась груда костей в обрывках красной униформы. Но образы не отступали, проникали в больной разум. Снова женщина со светлыми волосами, вот они сидят рядом в кабине звездолета, вот ее лицо так близко, губы прижимаются к губам, но и для этого больше не было названия.
Он поднялся, шатаясь. Голод обрушился на него. Вернее, голод был всегда, но затаился до поры до времени, а теперь вновь атаковал. Голод стер лица, стер образы, оставив в голове только кипящую багровую мглу. Быстрыми шагами безымянный устремился к отсеку, утоляющему проклятое чувство. Сильными руками он развел в стороны неподвижные створки из металлизированного пластика, склонился над пищей и принялся есть.
Что-то заставило его поднять голову, и выживший увидел монстра. Тварь, убившая всю команду корабля, смотрела на него, огромная, бугристо-бесформенная, с ощерившейся пастью и красными точками глаз. Белую плоть покрывала разорванная изнутри униформа члена экипажа корабля. Монстр корявыми лапами держал у рта оторванную женскую голову, Ее голову.
Безымянный вскрикнул от ужаса и рванулся назад. Голод бесследно исчез. Так уже было. Он убегал как можно дальше от заполненного трупами отсека, на стене которого висело зеркало.
Наталья ИДРИСОВА
Просмотров: 3442
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.