Газета «Волжский университет»
«В мире, где я родился, жизнь длится один день. Один день, за который ты узнаёшь и испытываешь всё - но только один раз».
Вы уже почувствовали могучий потенциал этих слов? Какую картину себе представили? Вы хотите знать, реально ли это? Марк де Хлоя, режиссер из Нидерландов, дает нам такую возможность. Его фильм под названием «Жизнь за один день» - эклектичная история, созданная из классической любовной драмы, - распахивает окно, из которого открывается совершенно отличающийся от привычного вид на процесс человеческого существования.
Для того чтобы передать невероятный сюрреализм происходящего, режиссер открывает картину сценой восхода солнца, которая в этой реальности имеет особенное значение. Представьте: в предрассветных сумерках сотни людей стекаются на побережье. Они подбирают себе солнечные очки, неумело растирают на коже друг друга крем от загара, на лицах торжество и волнение - сейчас исполнится их самое заветное желание. Солнце неожиданно появляется из-за горизонта, эйфория охватывает каждого участника этого волшебного действия, а глубокий старик идет к морю, и улыбка застывает на его лице. Он вырос, повзрослел, полюбил, дал начало следующим поколениям, а теперь осуществил свою мечту - увидел первый и последний рассвет в своей жизни.
С первых минут фильма на зрителя обрушивается совершенно парадоксальная информация. Один из главных персонажей по имени Бенни рождается в мире, где его жизнь продлится только один день. За этот кратчайший отрезок времени у него будет возможность узнать, увидеть и почувствовать все самое необходимое, начиная с умения ходить и заканчивая наукой страсти и любви. И Бенни готов, в его детских широко распахнутых глазах отражается ничем не замутненное желание прожить каждую секунду этого дня максимально полноценно. Вот мы видим его в классе за школьной партой, учитель говорит: «Сейчас вы узнаете все что нужно. Пожалуйста, будьте внимательны». И начинает показывать детям буквы алфавита. А через несколько секунд они уже читают. А через минуту Бенни сидит в церкви и слушает религиозные представления о загробной жизни, где рай - это синтез всех значимых моментов в жизни, которые сведены в одну бесконечно короткую и яркую вспышку, а ад изображается как бессчетное повторение одних и тех же событий. Этапы жизни главного героя пролетают перед нашими глазами подобно реактивному самолету, на котором он поднялся в небо только один раз. А потом идет в бар для пилотов, и конечно же, встречает Любовь Всей Жизни - девушку по имени Джинни, ищет для нее тончайшую линзу на бетонном полу, и вот они уже в постели, а между ними только обескураживающее знание того, что это их первый и последний раз…
Но Бенни - просто человек. Он хочет быть со своей любимой намного дольше, бесконечно повторяя слова и движения любви. Ну, все правильно - что это за отношения такие, на один день, простите. И девушка-то не против, что самое главное. Сила любви перевешивает, душа требует революции. И пара решается на отчаянный шаг - убийство слепого человека. Суд приговаривает героев к одновременной казни через электрический стул. Бенни и Джинни верят, что их план сработает и они окажутся там, где их любовь будет жить вечно. Но…
Но режиссер отлично знает, что все не бывает так просто. Ему даже придумывать ничего не пришлось. Одна ошибка - и герои теряют друг друга в аду, который оказывается весьма знакомым каждому зрителю миром. Миром, где психологи советуют непременно менять партнеров для разнообразия, где искренность чувств и страстей уступает место необходимости, где проще забыть, чем найти. И все встает на свои места. В фильме как будто щелкает какой-то переключатель, и вся глубочайшая метафоричность повествования, непонятная во многих моментах, резко, даже в какой-то степени болезненно обретает смысл. Каждая деталь, вплоть до самого последнего предмета в сцене, начинает иметь отношение к происходящему, а в сочетании с отменным вкусом режиссера в построении атмосферы события в кадре действительно увлекают. Это красиво, просто и красиво. Обычные художественные приемы, такие как, например, сцена танца под летним ливнем в исполнении Марка де Хлоя, выглядят совершенно потрясающе. А вот в подборе актеров на главные роли, как мне показалось, есть проблемы. И если к Луис де Йонг (Джинни) претензий нет, она отлично вписалась в роль «летящей» героини, то вот красавчику по имени Маттис ван де Санде Бакхуйзен, сыгравшему Бенни, не хватает честности, той глубины переживаний, которые испытывает его персонаж.
И отдельно про музыку. Фильм «Жизнь за один день» - обладатель одного из самых впечатляющих саунд-треков, слышимых мной. Утверждаю как музыкант. Это близко к идеалу.
Неожиданная, отличная картина, где на тонкой грани легкости и печали, с едва заметным флером фантастики, нам с вами на пальцах показывают, почему в погоне за счастьем человечество в своей массе остается глубоко неудовлетворенным. И после того как вы вместе с героями переживете испытания, которые они сами себе обеспечили, вы, возможно, откроете для себя новое окно в свою жизнь.
Ну, или по крайней мере станете чуть внимательнее.
Станислав ЛЫЖИН
Просмотров: 2333
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.