Газета «Волжский университет»
Совершенно очевидно, что разница между западной и восточной цивилизацией огромна. Мы отличаемся друг от друга в подавляющем большинстве аспектов существования, будь то культурные особенности, религия и даже банальный бытовой уклад. Но в последнее время появилась, по моему мнению, одна из самых прочных нитей, связывающих нас. Это восточный кинематограф.
Удивительно в этом отношении творчество южнокорейского режиссера Чана Дона Ли. На протяжении более чем десяти лет он мастерски работает в жанре драмы и мелодрамы, является автором таких фильмов, как «Мятная конфета» (1999), «Оазис» (2002), «Тайное сияние» (2007) и других. Часто выступает не только в качестве режиссера, но и как сценарист и продюсер. Выход новой картины Чана Дона Ли каждый раз становится заметным событием не только на родине, но и во всем мире: его работы постоянно демонстрируются на самых больших фестивалях. Его последняя кинолента «Поэзия» была не только признана лучшим корейским фильмом 2010 года, но и выиграла в номинации «Лучший сценарий» в Каннах-2010.
С первых минут фильма мы погружаемся в бурлящую реку жизни главной героини по имени Ян Миджи. Она активна, любознательна, жизнерадостна - несмотря на то, что, находясь в достаточно преклонном возрасте, вынуждена существовать на социальное пособие, а также содержать и воспитывать внука, который растет и развивается в лучших традициях общества потребления. Нам не расскажут ничего из ее прошлого, мы не узнаем, при каких обстоятельствах она оказалась в таком положении. Зато увидим, что помогает ей оставаться собой, преодолевая препятствия. Дело в том, что у Миджи есть страсть, страсть к жизни, как бы просто это ни звучало. Она любит красиво и со вкусом одеваться, ее шляпка всегда чрезвычайно элегантна, она привыкла к возвышенному общению. Каждый угол своей крошечной квартирки она обставила с таким вниманием к деталям, которым позавидует любой известный дизайнер. Среди ее жизненных ценностей - семья, труд, достоинство, честность - одним словом, те самые незыблемые вещи, которые современное общество так часто задвигает на второй план. Но именно они поддерживают Миджи в трудные минуты - например, когда она подрабатывает служанкой у зажиточного господина или в полном одиночестве узнает, что у нее развивается болезнь Альцгеймера, и не смеет сказать об этом своей дочери.
Возвращаясь со страшным диагнозом из больницы, Миджи замечает на остановке объявление о наборе в кружок стихосложения. У женщины просто дух захватывает - она вспоминает, как в юности мечтала уметь складывать слова в красивые стихи! Не думая ни минуты, наша героиня направляется на занятия, несмотря на то что все чаще и чаще забывает существительные. А там пожилой и уважаемый поэт вдохновенно рассказывает слушателям, как научиться чувствовать красоту мира в каждом обыденном предмете, в каждом привычном событии. И Миджи понимает, что попала по адресу и теперь сможет выразить всю свою сущность на бумаге, и ее прочтут и, может быть, наконец-то поймут… Преподаватель дает задание - к концу курса написать одно стихотворение. Миджи покупает красивую записную книжку и начинает записывать туда свои мысли, которые приходят к ней во время прогулок под деревьями или мытья посуды.
Параллельно выясняется, что ее внук в компании одноклассников изнасиловал девочку, которая в результате покончила с собой. Теперь родители виновных пытаются замять дело с помощью денег. Может показаться, что чудаковатая Миджи, погрузившаяся в прилежное поэтическое созерцание, относится к этой ситуации почти равнодушно. Но нет! В ней идет ужасное противоборство двух сторон жизни: начальный, каллиграфически выписанный титр «Поэзия» не случайно появляется на фоне плывущего по реке трупа, а в зале для поэтических чтений мы можем встретить поэзию совершенно разных сортов, от пошлых частушек чувствительного милиционера до нежнейшей лирики женщин в шелковых платьях. Столкновение «возвышенного» и страшного заявлено откровенно и в дальнейшем сюжете разыграно столь же деликатно, как и мотив Альцгеймера, являясь не спекулятивным, а концептуальным.
Режиссер развивает динамику событий очень неспешно, выдерживая крайне созерцательное настроение. Столь неторопливое повествование в сочетании с огромным количеством деталей будто приглашает зрителя поставить себя на место Миджи, почувствовать, как ее переполняют эмоции от внезапного осознания красоты окружающего мира. Операторская работа также выполнена с упором на отождествление зрителя с героиней: никаких изысков, если на экране мы видим, как Миджи первый раз входит в поэтический класс, значит ракурс будет выбран в соответствии с тем, что видят ее глаза. Все художественные приемы направлены на осознание глубины происходящих в фильме парадоксов, даже музыка встречается здесь примерно в том же количестве, что и в реальной жизни.
В одной из сцен фильма Миджи сидит на берегу и в муках ожидает вдохновения, чтобы написать несколько строк о приближающемся дожде. Небо хмурится, поднимается ветер, качающий высокую траву и волнующий водную гладь, и кажется, что уже сейчас слова найдутся… Но первыми на чистый лист ложатся капли.
Чан Дон Ли, взяв в помощники естественную природную красоту и чистые, яркие эмоции, сказал, что не получится написать стихо-творение о дожде, не промокнув насквозь.
Восток - дело тонкое, не так ли?
Станслав ЛЫЖИН
Просмотров: 2361
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.