Газета «Волжский университет»
Совсем недавно человечество уверенно шагнуло в третье тысячелетие. Но готовы ли мы к глубоким изменениям? Сможем ли стремительно поменять отношение к традиционным ценностям, которые впечатаны в наше сознание гигантским пластом цивилизации?
Бенедек Флигауф, молодой режиссер из Венгрии, в 2010 году предложил любителям «другого» кинематографа фильм под названием «Чрево», в котором предпринял попытку осмыслить не новое, но пока еще будоражащее сознание явление - клонирование. Как изменится мир, когда мы будем уверены в возможности сохранить жизнь себе или, например, выносить, родить и воспитать свою собственную мать? А может, воскресить любимого человека, погибшего из-за нелепой случайности?
А начинается все очень мило. На пустынном берегу холодного океана мы наблюдаем за вспыхнувшей любовью Ребекки и Томаса - детей, только-только вступающих в пубертатный период. Но с первых сцен в соленом воздухе ощущается неуловимая тревога, почти как у Ремарка. Ребекка отплывает в Японию, а Томас, ведомый желанием произнести первые в своей жизни слова любви, классически просыпает отправление парома. Но спустя 12 лет повзрослевшая девушка возвращается в родной город, чтобы найти свою первую любовь. А Томас, возмужавший и превратившийся в могучего северного красавца, забывает обо всем, стоит на пороге появиться его любви, которую он так позорно проспал много лет назад. Герои погружаются в страстный роман. Но необходимая остановка посредине шоссе перечеркивает не только их планы, но и все повествование. Томаса на полной скорости сбивает грузовик.
Картина в корне меняется. Если до этого у зрителя была надежда, что судьба этой необычной пары, хоть и будет наполнена трудностями, все же сложится хорошо, то теперь та самая «ремарковская» угроза расправила крылья и стало понятно, что хеппи-энда не будет. Ребекка приходит в дом к родителям Томаса и просит разрешения на клонирование их сына. Она добивается разрешения вырастить в своем чреве ребенка, который станет точной копией любимого мужчины. Мы наблюдаем этапы беременности, рождения, взросления клона, видим, как у нас на глазах он становится действительно идентичным своему… отцу? Правда скрыта от него, но ложь не вечна.
Стоит отметить, что автор фильма блестяще подобрал актерский состав. В роли Ребекки - французская актриса - мастер перевоплощений и игры без слов - Ева Грин. А за персонажа по имени Томас отвечает звезда низкобюджетных английских ситкомов Мэтт Смит, который сыграл неожиданно ярко.
Также нельзя оставить без внимания стилистику картины. Первая ассоциация, которая рождается в сознании, - стерильность. Работа исполнена действительно очень лаконично и без подробностей, несколько напоминает греческий кинематограф. В палитре доминируют серо-сине-коричневые оттенки. А океан… Столь долгие сцены с холодной бурлящей бездной прямо говорят зрителю о том, что в этой галактике еще хватает неразрешенных проблем.
Хорошо это или плохо, но режиссер оставил некоторые аспекты художественного замысла без логичных и продуманных объяснений. Я говорю в первую очередь о процессе клонирования. Все мы со школы знаем, что ДНК человека - это лишь фундамент личности, над которым «надстраиваются» особенности характера, формирующиеся в окружающей среде. Здесь же мы видим, что достаточно вырастить клона, и личность его останется точь-в-точь такой же, как и у оригинала. Но подобное упрощение стоит принять, так как автор намеренно опускает подробности и обращает наше внимание на главное. А именно: очень непростая судьба Ребекки, которой выпал шанс настолько взрастить в себе тот самый материнский эгоизм (который, по сути, происходит исключительно из любви) и помножить его на страсть и вожделение, что это в результате приводит к абсолютно неразрешимой с точки зрения современного человеческого опыта ситуации.
Также в финале картины раскрывается вторая основная тема, которая, по моему мнению, важнее. Когда Томас-клон узнает правду о своем рождении, его глаза пустеют. Он задает матери только два вопроса: «Кто я?» и «Кто ты?». В мире, где все перемешалось, где игры в богов стали привычными, а результаты - еще нет, герой отчаянно пытается решить проблему самоидентификации, найти свое место в окружающей действительности и понять, чем эта самая действительность для него является.
Бенедек Флигауф оборвал картину на самом интересном месте - там, где должны быть ответы. Но ответов просто еще нет. А искать их придется нам с вами.
Станислав ЛЫЖИН
Просмотров: 2415
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.