Газета «Волжский университет»
Английскую писательницу Дорис Лессинг - лауреата Нобелевской премии по литературе - неоднократно осуждали за то, что премию она получила за откровенный феминизм, а не за литературные достижения.
Хочу заметить, что к феминизму Лессинг нужно отнестись с пониманием. В одном из интервью, рассуждая о положении женщин в мире, она говорит: «У женщин сегодня больше возможностей. И тем не менее в каких-то отношениях ничего не изменилось - многие женщины по-прежнему предпочитают всем возможностям шанс найти богатого мужа - что я нахожу удивительным. А настоящее равенство наступит тогда, когда за одну и ту же работу мужчинам и женщинам будут платить одинаково». Кажется, это банальный феминизм? Отнюдь. Писательница не пропагандист, она настоящий борец за право женщин самим решать свою судьбу. И порой эта борьба обретает поистине шокирующий размах, потрясая, казалось бы, незыблемые устои. Так, в романе «Пятый ребенок» один из персонажей - доктор Бретт говорит:
«Нет ничего ненормального в том, что мать не любит ребенка. Я все время такое вижу. К сожалению». И это не оговорка, через два десятка страниц эта мысль настойчиво повторяется другим персонажем. Нужно сказать, что дилогия о Бене Ловатте, включающая в себя романы «Пятый ребенок» и «Бен среди людей», вызывает у читателя самые противоречивые чувства.
Действие «Пятого ребенка» происходит в 60-х годах XX века, где в обычной многодетной семье рождается необычный ребенок. Родители и все окружающие Бена люди с первых минут его жизни пытаются подобрать для него подходящее определение: йети или гоблин. Иначе говоря, его считают недочеловеком не столько из-за его внешности, сколько из-за полной неспособности к социализации. Он растет не по годам, очень силен, злобен, почти не поддается воспитанию и представляет для семьи и всех окружающих постоянно возрастающую угрозу: «Чувствовал ли Бен на себе взгляд матери, как его чувствовал бы человек? В свой взгляд Гарриет вкладывала догадки и вопросы, собственную страсть знать о нем больше - в конце концов, она дала ему жизнь, носила его восемь месяцев, пусть чуть не умерла от этого; но Бен не улавливал вопросов, которые она задавала… Вспоминал ли он когда-нибудь, что она - его мать? Снова, и снова, и снова: «Если бы я оставила его умирать, то все мы, так много людей, были бы счастливы, но я не смогла этого сделать…»
В книге «Бен среди людей» главный герой уже повзрослевший, ему 18 лет. Покинув так и не принявшую его семью, Бен пытается найти себя в большом мире. Но, потерпев поражение, он уходит из жизни. Книги интересны тем, что сначала Лессинг показывает нам Бена со стороны, мы воспринимаем его глазами окружающих его людей и лишь потом открываем для себя его душу. И на месте Бена может оказаться любой человек, кого в нашем современном мире не принимают. Парадокс в том, что «чужой» человек едва ли не единственный, кто действительно ведет себя по-человечески. Лессинг показывает читателям острую проблему определения понятий цивилизованности и человечности. Но писатель не дает ответов, а лишь намекает на огромную пропасть между ними.
Сама Лессинг говорит: «Литература, как и любое искусство, всегда непредсказуема, независима и стремится вызвать дискомфорт». Дилогия о Бене Ловатте взывает страх, сочувствие, отвращение, радость, гнев, удивление. Читатель, взявший в руки ее книгу, должен понять, что Лессинг не просто очередная английская литераторша, а писатель с большой буквы.
Алёна ФЕДОТОВА
Просмотров: 2072
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.