Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева

Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Газета «Волжский университет»

Общественный резонанс, вызванный новыми стандартами школьного образования в старших классах, достиг своего апогея. Скандальные реформы Министерства образования не просто вызвали шквал критики и негодования в обществе. Россия в шоке. Но из-за чего же всё-таки весь сыр-бор? В чем одиозность готовящегося законопроекта и почему его уже сейчас называют «последним гвоздем в крышке гроба советской школы»? Большая четверка

Прежде всего, общественность яростно негодует из-за того, что, по планам команды министра, школьники десятых и одиннадцатых классов должны будут самостоятельно делать выбор - какие предметы и в каком объеме изучать. Обязательными станут лишь четыре дисциплины: «Основы безопасности жизнедеятельности», физическая культура, новый предмет «Россия в мире» и так называемый «Индивидуальный проект».

Действительно, предлагаемый набор курсов вызывает как минимум недоумение. Почему основу будут составлять предметы, которые по сути своей в сознании школьника (тем более десятиклассника) предметами никогда и не считались?!

Не во всех школах, например, есть «Основы безопасности жизнедеятельности». А если такой предмет и имеется, то по степени важности он у многих сегодня стоит наравне с той же физкультурой… Смею это утверждать, поскольку мне и многим моим одноклассникам одного урока безопасности жизнедеятельности всегда хватало, чтобы, например, спокойно списать химию или дописать сочинение по литературе… И вообще, не разумнее ли изучать степени ожогов и тренироваться надевать противогаз до девятого класса, когда это действительно интересно и полезно? Актуальность этого предмета в выпускных классах мне, например, непонятна. Та же картина и с проектной деятельностью. Проект как некое научное исследование, как известно, основывается на базе какой-то конкретной научной дисциплины. Например, истории или биологии. Но для чего понадобилось оформлять исследовательскую деятельность в качестве отдельного (и обязательного) предмета - тоже неясно. А таинственный курс «Россия в мире» (синтез истории, общество-знания, географии и культурологии) общественники вовсе окрестили современным вариантом истории ВКП(б). Мол, как и тогда, пора бы уже со школьной скамьи начинать объяснять детям, что такое Россия и почему мы лучше всех. Впрочем, что это будет за предмет - ещё неизвестно. Ясно одно: курс направлен на формирование цельного образа страны в мире. Но уже сейчас становится очевидным значение слова «цельный» в трактовке наших высших чинов...

Однако причины неудовольствия кроются даже не в этом.

Неправильно поняли

Что происходит?! - возмущается страна - где это видано, чтобы государственный язык, история страны или, например, её география изучались по желанию? А как же математика, физика, химия? Литература и история, в конце концов! Что будет с нашими детьми?

Впрочем, на все претензии в Министерстве образования разводят руками и заявляют, что их как всегда неправильно поняли. Русский язык, литература, математика, физика, история, биология и вся остальная база школьной программы останется, но будет не необязательной, а… выборной. Предполагается, что каждый ученик помимо четырёх основных предметов должен будет выбрать ещё шесть-семь дисциплин из шести предметных групп: это русский язык и литература, иностранный язык, математика и информатика, общественные науки, естественные науки и искусство или предмет по выбору.

Выборные предметы могут изучаться на интегрированном, базовом либо профильном уровне. «Предметы, которые школьники будут изучать на интегрированном уровне, дают «общекультурную и общеобразовательную подготовку», а базовые и профильные предметы обеспечивают более фундаментальное изучение наук, которое даст возможность успешного профессионального обучения и успешной социализации в профессиональной сфере», - объясняют разработчики.

По заявлениям чиновников, такое «перекраивание» позволит в старшей школе сделать упор на профессиональную подготовку будущих выпускников.

Однобокое общество

Ещё совсем недавно я сидел за школьной партой и очень хорошо помню кухню выпускного класса. Со всей ответственностью могу заявить, что для каждого школьника десятый и одиннадцатый классы сегодня - это вовсе не учеба, а долгая и каторжная подготовка к ЕГЭ. Технари страдают от сумасшедшей нагрузки в блоке гуманитарных дисциплин, гуманитариям же в тягость зазубривать трёхэтажные формулы по алгебре и физике. А учителя вынуждены «дрессировать» всех и каждого, чтобы на экзаменах не ударить в грязь лицом... Конечно, с одной стороны, профессиональная ориентация и углубление в конкретную сетку дисциплин - задумка интересная и привлекательная, но зачем «наверху» понадобилось так радикально перекраивать всю систему? Причем так неразумно.

По сути, будущего школьника после девятого класса лишат возможности гармоничного развития. Дальше, дескать, выбирай: либо ты «физик», либо «лирик» (но патриот - обязательно!). Но к чему приведет такая образовательная политика? К обществу, подготовленному к жизни лишь наполовину? К поколению людей духовно и интеллектуально бедных?

К слову, поступив на гуманитарный факультет, я на первом курсе изучал такой предмет, как «Математика и информатика». Спросите, а зачем это нужно? Отвечу: личность не может быть односторонней. И независимо от того, нравятся ли нам алгебра или история, мы должны иметь представление обо всем (хотя бы представление).

Плюс ко всему часто случается так, что в 17-20 лет у юной личности и вовсе происходит процесс переосмысления выбора. На втором курсе мехмата, например, человек вдруг понимает, что вся его жизнь связана с биологией, или химией, или ещё чем-нибудь. Как быть с этим? Предлагаемая реформа лишит человека возможности нормально подготовиться к жизни, получить знания в области литературы, математики, химии, истории… Ведь по нынешним задумкам Министерства образования десятиклассник сможет изменить профессиональный профиль только в первом полугодии учебного года.

Так каким же образом молодые россияне станут по-настоящему социально адаптированными, способными мыслить, рассуждать и сомневаться - без истории, литературы, родного языка? На мой взгляд, о статусе гуманитарного блока и его уровневой системы речи не должно идти вовсе. Ведь никто же не захочет, чтобы его ребенок по прошествии нескольких лет разговаривал на русском языке так же, как сейчас на нем разговаривает министр Фурсенко?

Не в деньгах счастье?

Ещё один вопрос, который взбудоражил буквально всех, касается финансовой политики нового законопроекта. С введением реформ количество «обязательных» (оплачиваемых) часов по всем предметам резко сократится. Останутся лишь часы, оплачиваемые государством (минимальное количество, которого не хватит для подготовки к единому государственному экзамену), и часы, которые предложат оплачивать родители.

А как же демографическая политика государства? Почему в нашей стране законы противоречат один другому? Кто будет рожать второго, третьего ребенка, если родители понимают, что сейчас им придется фактически формировать зарплату учителям? Образования, которое предоставит школьникам государство, не хватит даже для поступления в училище. А как быть детям из неблагополучных семей, детям-сиротам или имеющим только одного родителя, что делать многодетным семьям?

Также принятие новых образовательных стандартов повлечет изменение формы и содержания единого государственного экзамена, который, как мы помним, в свое время и так достаточно потрепал нервы школьникам, их родителям и учителям. Всё начинается сначала?

Что будет дальше - неизвестно.

Михаил ТУРКАЦО

Просмотров: 2213

« Все статьи


Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.

Главный редактор Сергей Александрович Сумин.

Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.

Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.
  
Поиск по сайту
См. также
Типография
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter