Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева
Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Газета «Волжский университет»

Впервые в Волжскоми университете прошла театральная неделя, посвященная Международному дню театра. Для студентов и сотрудников вуза были показаны два замечательных спектакля - премьерная постановка по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», представленная театром кукол «Пилигрим», и «Театралный урок» по рассказам А.П. Чехова в постановке Молодежного драматического театра. Оба спектакля стали своеобразной презентацией нового проекта ВУиТ «Университет культуры».

«Маленький принц» - сказка сегодняшнего дня

На открытие мероприятия были приглашены дети из социального приюта «Дельфин», школы-интерната № 1 «Единство», детского дома «Ласточка», детского дома № 10 и школ № 4, 9, 10. Зал был полон, ребята предвкушали начало сказки.

Актёры «Пилигрима» удивляли и смешили не только детей, но и нашли отклик в сердцах старшего поколения. Зажигательные танцы, игра и необычная интерпретация путешествий Маленького принца по планетам завораживали. Ведь знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сумел сохранить веру в сказку и поделился ею со многими людьми. Часто взрослые люди воспринимают окружающий мир обыденно, не оставляя в нем места для чудес, в отличие от детей.

Эта сказка удивительна и тем, что и взрослым, и детям она дарит философию жизни и мудрость, которые заключены в афоризмах. «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету», - эта фраза может стать жизненным кредо каждого человека. И здесь речь идет не только о бережном отношении к окружающему миру, но и о чистоте внутреннего мира каждого человека, его мыслей и поступков. Путешествуя по разным планетам, Маленький принц пришел к выводу, что «взрослые - очень странный народ», они часто настолько углублены в себя и свои дела, что не замечают ничего вокруг. Считаю, что стоит судить по делам и не забывать, что себя судить куда труднее, чем других. Его друг Лис вообще считает, что люди хороши только тем, что они разводят кур. Ежедневно вторгаясь в окружающий мир, не заботясь о последствиях, потребительски относятся к богатствам природы, забыв простую истину: «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Писатель через своих героев обращает наше внимание на то, как важно уметь по-настоящему любить, сопереживать, заботиться о близких людях. Важно донести до детей, оставшихся без родительской любви, что главное глазами не увидишь, но сердцем и разумом — обязательно.

На сегодняшний день эта добрая сказка актуальна как никогда. «Маленький принц» помогает взрослым и детям лучше понимать друг друга: первым не забывать, что на свете есть место для фантазий и чудес, а вторым - зря не обижаться и быть честными.

Давно замечено, что культура преображает действительность, позволяет взглянуть на надуманные проблемы с другого ракурса. То, что люди ищут годами и не находят, искать нужно сердцем.

Герои Чехова в современном мире

Затем зрителям был представлен спектакль МДТ «Театральный урок по рассказам А.П. Чехова», в который вошли, пожалуй, самые известные произведения автора: «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Пересолил». Казалось бы, что нового можно найти в этих сценах из старинной российской жизни? Но вот творческий коллектив театра готов убедить зрителей в обратном, ведь Чехов писал о вечных темах, таких как жадность, глупость, бессмысленное самобичевание, страх и т.д. Все эти пороки встречаются и сейчас.

В самом начале спектакля актер театра Эдуард Ахметов процитировал строки Чехова, которые отражают суть постановки: «Мы привыкли жить надеждами на хорошую погоду, урожай, на приятный роман, надеждами разбогатеть или получить место полицеймейстера, а вот надежды поумнеть я не замечаю у людей. Думаем: при новом царе будет лучше, а через двести лет - еще лучше, и никто не заботится, чтоб это лучше наступило завтра. В общем - жизнь с каждым днем становится все сложнее и двигается куда-то сама собою, а люди - заметно глупеют, и все более людей остается в стороне от жизни».

На сцене актеры Эдуард Ахметов и Роман Верхошанский мастерски перевоплощались в своих героев, показывая их с самых смешных сторон. Например, в миниатюре по рассказу «Злоумышленник» этот самый злоумышленник Денис Григорьев был пойман за отвинчиванием гайки от рельсов, чтобы потом использовать ее в качестве грузила. На допросе он не понимает, за что его арестовали. Следователь ему объясняет, что отвинчивание гаек от железнодорожных путей может привести к крушению поезда и гибели людей, на что Денис Григорьев отвечает свое «Чаво?». Даже в конце рассказа он не осознает своей вины. К этому герою зрители испытывали противоречивые чувства, им одновременно и смешно, и жалко глупого мужика.

В постановке по рассказу «Смерть чиновника» зрители увидели «маленького человека» Ивана Дмитриевича Червякова, который, будучи в театре, нечаянно чихнул и обрызгал лысину сидевшего впереди генерала Бризжалова. Чиновник извинился и был прощен генералом. Но Червякову кажется, что на него затаили зобу, и он снова начинает извиняться. В конце повествования Иван Дмитриевич, измученный чувством вины, приходит домой и «умирает». В рассказе смерть воспринимается как несерьезность, условность. Писатель смеется, играет, само слово «смерть» не берется всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех.

Третья миниатюра была поставлена по рассказу «Хамелеон», в котором полицейский надзиратель Очумелов создает видимость добросовестной службы. Для него важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. От них зависят его карьера и благополучие, больше его ничего не волнует. И все же если задуматься, то смешное окажется грустным и даже страшным. Ведь если льстецы и чиноугодники будут решать важные вопросы, дело вряд ли сдвинется с мертвой точки, потому что им неведомы слова «честь», «справедливость» и «закон».

В четвертой миниатюре по рассказу «Пересолил» зрители познакомились с землемером Смирновым, который, находясь в пути с «подозрительным» извозчиком, придумывает историю, где предстает в образе героя. Таким способом он надеется обезопасить себя от Клима, но в результате пугает своего возницу и остается один. Поведение Смирнова можно охарактеризовать двумя выражениями: «У страха глаза велики» и «Первое впечатление обманчиво».

Чехов в произведениях отражал свою эпоху, но его творчество до сих пор остается актуальным, потому что люди не меняются и их проблемы остаются такими же. Именно поэтому Чехов никогда не устареет и не будет забыт.

Юлия ГЛУЩЕНКО

Алёна ФЕДОТОВА

Просмотров: 1567

« Все статьи


Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.

Главный редактор Сергей Александрович Сумин.

Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.

Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.
  
Поиск по сайту
См. также
Типография
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter