Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева
Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Газета «Волжский университет»

«Апокалипсис начинается сегодня!» - по человеку, стоящему с таким плакатом в новом фильме французских режиссеров Арно и Жан-Мари Ларьё, можно запросто сверять часы. Весь мир втянут в очередную мировую войну, которая, судя по всему, будет последней в истории современной цивилизации.

Нам предлагается взглянуть на историю обыкновенного коммивояжера по имени Робинсон, а также проникнуться квинтэссенцией человеческого безумия в условиях полного хаоса. Что мы будем делать, когда станет очевидно, что у поступков больше не будет последствий? Тогда фильм «Последний романтик планеты Земля» - для вас.

А начинается все достаточно прозаично. В городке на побережье Франции мсье Робинсон приобретает кулинарную книгу с чистыми страницами для записей рецептов и присаживается позавтракать в кафе. Пока не поздно, он хочет записать свою историю. Прошлым летом, приехав сюда с женой и дочерью на отдых, Робинсон встретил Летицию - загадочную девушку без прошлого, с чересчур свободными взглядами, которая стала для него объектом страстного вожделения на все время отпуска. Из-за нее он практически в открытую изменяет жене, ощущает себя по-настоящему свободным и властным мужчиной и теряет голову от ревности, когда она без предупреждения пропадает куда-то на несколько дней. Робинсон уходит из семьи, и, судя по отрывистым воспоминаниям, посещает с ней несколько уголков мира, наслаждаясь доселе невиданной свободой чувств и мыслей. Заканчивается эта история вполне логично - Летиция исчезает при странных обстоятельствах, оставляя нашего героя в весьма удручающем эмоциональном и физическом состоянии. И теперь Робинсон, вернувшись в город своей настоящей любви, желает только одного - увидеть свою возлюбленную еще хоть раз.

Но возможностей у него для этого остается не так уж много - мир на грани полного краха, дождь из пепла и люди в защитных комбинезонах стали вполне привычными явлениями. Проснувшись в один из дней от воя сирены, Робинсон узнает, что объявлена повсеместная эвакуация - к Франции скоро применят бактериальное оружие.

И вот тут фильм резко меняет динамику, превращаясь из несколько затянутой драмы маленького влюбленного индивида в наполненное трэшем и абсурдом действо, в этакое классическое road-movie. Плотность происходящих на экране событий зашкаливает - Робинсон, в попытках добраться до Парижа, где, по слухам, в последний раз видели его возлюбленную, проходит путь сюрреалистического переосмысления ответа на вопросы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Ему приходится обменивать еду на велосипед, велосипед - на возможность убраться живим из многотысячной толпы анархически настроенных студентов, а спокойствие королевского номера в отеле - на погоню за призрачными надеждами по зараженным землям. Довольно часто сменяются и попутчицы - сегодня в провинциальном городке вместе со знакомой продавщицей из книжного магазина он угоняет автомобиль, завтра случайно встречает бывшую жену и занимается с ней любовью, а после того, как ее взрывают у него на глазах, знакомится с дочерью своего только что выбросившегося из окна друга и обедает с ней в прекрасном и абсолютно пустом ресторане, где богатейшие люди страны умерли, не доев свои трюфели. Апофеозом картины становится сцена прибытия Робинсона в особняк, в котором собрались члены элитного общества и готовятся спуститься в специально выстроенный бункер. Вот где старейшие человеческие ценности буквально отменены и выстраиваются законы нового общества, основанные на самых сокровенных и эгоистичных желаниях! Их последняя вечеринка на поверхности больше всего напоминает пир на пепелище - море алкоголя и тонны наркотиков, белоснежные пиджаки и вычурные платья. И власть безграничной похоти.

Если анализировать работу братьев Ларьё с точки зрения режиссуры, то их работе смело можно аплодировать стоя. Фильм наполнен обнаженной человеческой плотью, причем как женской, так и мужской, но подается она, во-первых, естественно и воспринимается как нечто неотделимое от атмосферы, а во-вторых - просто красиво. Что ни говори, французы действительно знают в этом толк. Весьма талантливо зрителю преподносят одновременно две сюжетные линии в разном времени и во избежание путаницы используют хитрый эффект с использованием ручного протеза главного героя.

Большое количество завораживающих пейзажей: темный и абсолютно пустой Париж, охваченная паникой толпа на вокзале, оперная постановка в эвакуирующемся городе - прекрасно передают ощущение последнего вздоха перед неизвестностью. Также режиссеры с удовольствием играют с различными смыслами и социально-политическими аллюзиями, как правило, вполне очевидными, вроде таинственного коктейля под названием «Голубая Франция», а иногда глубоко завуалированными, только намекающими на возможность двойного дна, как, например, забавное сходство имени главного героя и знаменитого литературного персонажа.

И конечно, подбор актерского состава просто восхитителен. В главных ролях у нас Матье Амальрик (Робинсон) - шикарный француз, знакомый зрителю по таким шедеврам, как «Скафандр и бабочка» и «Дикие травы», а также Омахира Мота Гарсия, играющая Летицию, - настолько аутентично исполняющая роль «женщины, которая обязательно приведет тебя в ад», что не любоваться ею просто невозможно.

Для того чтобы полноценно насладиться новым творением братьев Ларьё, необходимо выключить привычные комплексы и ханжество. Это не просто фильм, но вызов. Циничная и откровенная претензия к человеческому обществу, которое балансирует на грани между всепоглощающим эгоизмом, скрывать который с каждым днем становится все труднее, и полнейшим хаосом, до которого только один шаг.

Или поцелуй.

Станислав ЛЫЖИН

Просмотров: 1424

« Все статьи


Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.

Главный редактор Сергей Александрович Сумин.

Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.

Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.
  
Поиск по сайту
См. также
Курсы
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter