Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева

Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Газета «Волжский университет»

Что нужно, чтобы быть успешным в изучении иностранных языков? Какие методы сегодня являются наиболее эффективными? Как добиться того, чтобы без труда понимать иноязычную речь и, самое главное, быть понятым? Подобными вопросами рано или поздно задавался, пожалуй, каждый, кто изучал и изучает иностранные языки.

«Я не понимаю этих людей!..»
Проблема понимания оригинальной иностранной речи до сих пор остается одной из самых актуальных для людей, изучающих языки. Вроде бы и читать умеем, и пишем, и с грамматикой более или менее всё складно - а вот поток живой речи на изучаемом языке воспринимается с огромным трудом. Как-то на одном из интернет-форумов я беседовал с девушкой, которая призналась, что буквально впала в отчаяние, осознав свою неспособность слышать и понимать английскую речь. «Своего учителя в школе я очень даже хорошо понимала, - пишет она. - В классе, а потом и в университете проблем с английским никогда не было, всегда легко читала, переводила, без труда могла пересказать любой текст. И вот недавно, проходя собеседование в одной иностранной компании, я буквально «зависла», когда мне начали задавать вопросы американцы! И проблема заключалась даже не в том, что я боялась не ответить на их вопросы, - я просто не понимала этих людей!» И подобных грустных историй тысячи. Кто-то страдает из-за того, что не может смотреть любимый сериал на оригинальном языке, для кого-то неспособность понимать речь иностранцев стала причиной неудачно проведенного отпуска, кто-то вовсе провалил ЕГЭ по иностранному языку, не расслышав на аудировании, о чем говорил диктор... Заинтересовавшись проблемой развития аудиотивных (слуховых) речевых навыков, я решил узнать, что на сегодняшний день может предложить Интернет в помощь тем, кто сталкивается с трудностями понимания иностранной речи.

Полиглот из Канады
Недавно мне на электронную почту пришло письмо, в котором один из моих сетевых товарищей рассказал о новом языковом онлайн-сервисе Lingq.com. Не открою Америки, если скажу, что подобных сайтов в Интернете сейчас действует не одна сотня - где-то это форма электронного репетиторства, где-то набор правил по фонетике, грамматике и чтению, где-то целая социальная сеть. Но рассказ о проекте Lingq заинтересовал меня, поскольку, как говорилось в письме, его основатель - канадец Стив Кауфман - не просто лингвист, переводчик и преподаватель, а самый настоящий полиглот, в активе которого уже девять языков! И его сервис есть попытка поделиться своим опытом. Полиглоты в наш век?! Возможно ли это? Скепсис относительно правдивости языкового таланта этого человека сразу же отпал, когда мне удосужилось послушать интервью этого канадца… на языке Пушкина и Достоевского! Десять минут беглой речи на русском впечатляют. А далее - на французском, испанском, немецком и даже японском!.. Так уж совпало, что проект Стива Кауфмана - это именно то, что я искал. Lingq - сервис для тех, кто учится слышать и понимать иностранную речь.

«Главное - много слушать!»
По сути, никаких инноваций в изучении языков канадец не предлагает - по своим методическим взглядам Кауфман сторонник интуитивного овладения языком, в основе которого лежит слушание и повторение речевых образцов с целью их запоминания и последующего воспроизведения в различных комбинациях. «Мы можем быть ленивыми, у нас может не хватать времени для изучения иностранных языков, но у меня есть несколько простых правил того, как в суматохе дней продолжать учиться, - говорит Стив Кауфман. - Во-первых, главное - много слушать иноязычную речь. С современными гаджетами, такими, например, как I-pod, мы можем делать это везде и всегда. Я слушаю, когда бегаю, вожу машину и даже когда мою посуду. Во-вторых, для того чтобы обогащаться новыми словами, фразами и выражениями, мы всегда должны иметь при себе текст того, что мы слушаем. И потом, в текстах - грамматика, что тоже немаловажно. В-третьих, мы должны практиковаться, должны говорить, извлекать пользу из своей работы. Но главное - много слушать. Слушать то, что кажется интересным, что поможет вам улучшить свой иностранный язык». Конечно, при всей известности этих методических правил полного и пассивного погружения в язык главной трудностью для изучающих всегда был недостаток аутентичной языковой базы с богатым и, главное, интересным архивом аудиотекстов. В школе всегда «крутят» что-то про «Ландан из зэ кэпитал оф Грэйт Британ», в вузе тоже аудиорованием балуют не часто. Господин Кауфман попытался решить эту проблему и создал большой языковой сайт, на котором представлено 11 языков и можно найти всё для интересного, приятного и полезного аудирования. И конечно же, общения.

Система Lingq
Так как Стив Кауфман - сторонник «увлекательного изучения иностранных языков», на своём сайте он организовал огромнейшую библиотеку материалов разной тематики и уровней сложности. Каждый материал представлен в виде текста и соответствующего ему аудиофайла, или подкаста (подкаст - это звуковой файл, чаще всего в формате mp3, который распространяется бесплатно через Интернет для массового прослушивания). В соответствии с уровнем владения языком здесь можно слушать что угодно и сколько угодно. Пользователю, изучающему английский с уровнем «начинающий», например, предложено множество подкастов на темы: приветствие, еда, рассказ о себе и т.д. Для «начинающего 2» библиотека немного шире, здесь доступны более интересные и различные по тематике аудиотексты, обсуждаются такие вопросы, как шопинг, культура, путешествия, спорт, образование. В распоряжении же продвинутых слушателей масса тем, среди которых экономика, политика, география, доступны речи известных политиков, например Уинстона Черчилля или Барака Обамы. Прослушивая аудиофайл, пользователь видит перед собой текст, на котором можно делать мгновенные заметки, выделять новые слова, создавать собственный вокабулярий. Помимо обычных подкастов здесь также можно слушать и аудиокниги, и даже новости. Огромным плюсом является то, что все аудиофайлы на сайте абсолютно бесплатны, их можно скачивать и слушать вне дома посредством плеера или мобильного телефона, как это делают тысячи пользователи Lingq. Прослушать всё, уверяю, здесь невозможно: материалов очень много, и главное, они постоянно обновляются. Кем? Самими пользователями системы. Здесь нельзя устать от монотонного голоса одного и того же диктора - на Lingq говорят самые разные люди. При желании можно записать собственный подкаст на определённую тему и загрузить его на сайт для всех, кто изучает ваш родной язык.

Вообще, данный сервис не ограничивается только трансляцией аудиоматериалов. На сайте уже сформировалось довольно большое сообщество, за определенную плату пользователь может записаться на урок к иностранному преподавателю, посредством Skype обсудить с ним свои успехи, отправить на проверку письменные контрольные работы. Также на сайте есть форум, многие преподаватели и ученики ведут свои интернет-дневники. Вполне логично назвать этот проект социальной сетью, поскольку здесь можно заводить друзей, общаться, вступать в массовые онлайн-дискуссии с пользователями со всего мира. Но у сервиса есть и свой минус: Lingq - проект коммерческий. Но к счастью всех экономных пользователей сети, коммерческий наполовину: платить нужно лишь за консультации с иностранными преподавателями (без чего, в принципе, можно и обойтись) и за объём электронного вокабулярия (что тоже не беда - новые слова и выражения мы спокойно можем записывать и в тетрадку). Ведь как учит Стив Кауфман, главное - это слушать! Ради чего, собственно, мы здесь и собрались.

Что же выбрать?
Конечно, подобный метод изучения иностранного языка не является единственно верным и самым лучшим. У сторонников интуитивного метода всегда было множество противников. И даже основатель системы признает, что язык лучше всего усваивается при одинаковом развитии всех речевых навыков - без чтения и письма, например, далеко не уйдешь, и книга в этом случае - лучший помощник. Важно также уделять внимание и грамматике - это основа и фундамент всей системы языка. Однако живая оригинальная речь есть самый верный ключ к его пониманию. Постоянно практикуясь и много слушая, мы постепенно начинаем по-настоящему слышать язык и воспринимать его таким, каков он есть.

Возможно, полиглот из Канады может служить ярким примером того, что учиться можно везде и всегда. Главное - этого хотеть.

P.S. Ну а классика жанра для изучающих английский доступна на сайте BBC в разделе LearningEnglish (http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish). Блестящий английский, несметное количество подкастов, тем и новостей хранятся именно здесь.

Михаил ТУРКАЦО

Просмотров: 1711

« Все статьи


Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.

Главный редактор Сергей Александрович Сумин.

Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.

Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.
  
Поиск по сайту
См. также
Факультет непрерывного образования
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter