Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева

Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Газета «Волжский университет»

В конце сентября Москве проходил I Всероссийский конгресс проректоров по воспитательной работе, в котором приняло участие 548 человек. Об этом мероприятии мы поговорили с начальником УСВР Верой Ивановной Янченко, которая представляла на конгрессе ВУиТ.

В конце сентября Москве проходил I Всероссийский конгресс проректоров по воспитательной работе, в котором приняло участие 548 человек. Об этом мероприятии мы поговорили с начальником УСВР Верой Ивановной Янченко, которая представляла на конгрессе ВУиТ.

- Вера Ивановна, с какой целью проводился конгресс и какова была его основная тема?

- Конгресс был организован с целью совершенствования воспитательной работы в вузах. Такая встреча проводилась впервые, и общее впечатление о ней у меня сложилось неплохое.

Основная мысль мероприятия - будущее страны зависит от тех, кто учится сегодня. Мир изменился кардинально, и новое время требует новых методов образования и воспитания. В связи с этим был сделан вывод: необходимы новые подходы в воспитании, необходима идеология формирования компетенций - профессиональной и социокультурной.

- Сегодня термин «компетенция» употребляется довольно часто…

- Да, во многих выступлениях на секциях был сделан акцент на необходимость развития компетенций. Хотя я думаю, странно выдавать это направление воспитания за что-то новое, ведь всегда были, есть и останутся такие необходимые будущему специалисту качества, как профессионализм, ответственность, мобильность, долг, обязательность, честность, целеустремленность. Стоит также отметить, что воспитательный процесс должен быть обоюдным: в университете создаются все условия для приобретения вышеназванных качеств, но необходима и обратная связь со стороны студентов.

- Какие направления в воспитании молодежи были названы на конгрессе приоритетными?

- Прежде всего, ориентиром и практическим руководством в организации воспитательной работы со студенческой молодежью является «Стратегия государственной молодежной политики», основные моменты которой были разработаны еще в 2006 году.

На конгрессе профессиональное сообщество проректоров сосредоточило свое внимание на следующих приоритетных направлениях: патриотическое воспитание, гражданская социализация, то есть вовлечение молодежи в социальную практику; возрастание роли человеческого фактора (способность к социальной коммуникации, креативность, обладание высоким культурным уровнем) и т.д.

В результате обсуждения этих проблем на пленарном заседании и на секциях был сделан следующий вывод: необходимо дать импульс для активизации воспитательной работы в вузе, включив в номенклатурный список должностей, занятых в этой работе, такие штатные единицы, как проректор по воспитательной работе, специалист по работе с молодежью, методист, социальный педагог.

- Обсуждались ли на конгрессе негативные явления, характерные для некоторой части молодежи, в частности студенческой?

- Да, эта проблема поднималась. К сожалению, в среде нынешней молодежи наблюдаются такие явления, как утрата жизненно важных смыслов, ценности знаний, меркантилизм, неумение рассуждать здраво, логично и т.д. Причин можно назвать несколько: дегероизация, развенчание авторитетов, манипуляция сознанием - интернет, СМИ не несут сегодня позитивного посыла, с экранов телевизоров и со страниц газет на нас льются потоки негатива, насаждается культ красивой жизни, богатства, денег. Вывод был сделан неутешительный: негатив преобладает над позитивом, наш мир есть мир насилия - физического, военного, сексуального, психологического. Но каков же выход из этой ситуации? Во многих выступлениях прослеживалась мысль, что надо противостоять информационному загрязнению окружающей среды, работать над позитивной социализацией в образовании и вне его, подчеркивалось, что позитив нужен и возможен.

- Да, но это общий вывод. А назывались ли конкретные шаги, которые нужно предпринимать для поднятия образовательного и культурного уровня молодежи?

- Сейчас постоянно говорят о развитии в учебных заведениях социокультурной среды. И на конгрессе особо отмечалась необходимость такой работы. В связи с этим отрадно отметить, что мы действуем в этом направлении с опережением. В разработанной мною концепции внеучебной воспитательной работы в ВУиТ, утвержденной еще в 2006 году, это направление определено ведущим как на 2006-2010-е, так и на 2010-2020 годы. В его рамках проводится вся внеучебная работа и второй год реализуется проект «ВУиТ как центр культурно-просвещенческой деятельности территории г.о. № 14».

- Какие выступления были для вас наиболее интересны?

- Хочу отметить несколько докладов, которые вызвали живой отклик у всех участников. Александр Николаевич Дегтярев, председатель комитета по образованию Госдумы, говорил о значении духовной силы в жизни человека.

Леонид Михайлович Рошаль, доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, эксперт Всемирной организации здравоохранения, в своем выступлении отметил, что у нас в стране нет государственной политики по воспитанию и что от раздумий надо переходить наконец к конкретным действиям. Он, в частности, призвал вернуть распределение студентов, чем вызвал продолжительные аплодисменты.

В докладе президента РАО Николая Дмитриевича Никандрова рассматривалось отношение наших людей к системе ценностей. Например, при проведении одного из опросов на вопрос «Чем вы гордитесь?» 41% респондентов ответили - традициями, также 41% - космонавтикой, 40% - нашим народом, 33% - достижениями в спорте, 11% - высоким уровнем культуры, и 18% ответили, что им нечем гордиться.

Бывший министр образования А.А. Фурсенко горячо говорил о необходимости широкого взаимодействия и сотрудничества с субъектами РФ. Скажу без ложной скромности, что и в этом плане мы работаем с опережением. Наш университет имеет и постоянно укрепляет связи с социальными институтами города: городской властью, бизнес-структурами, общественными организациями, школами, учреждениями среднего профессионального образования и всеми учреждениями культуры.

- Каковы итоги I Всероссийского конгресса проректоров и управленцев по воспитательной работе?

- В заключение работы конгресса была принята резолюция, в которой предложено вернуть в перечень показателей, необходимых для аккредитации вузов, показатель «Воспитательная деятельность». Но это еще не окончательный вариант документа. И участники конгресса имеют возможность дополнить его, что сделала и я, внеся в резолюцию свои предложения.

Анна КЛИМОВА

Просмотров: 1389

« Все статьи


Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.

Главный редактор Сергей Александрович Сумин.

Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.

Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.
  
Поиск по сайту
См. также
Факультет непрерывного образования
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter