Газета «Волжский университет»
Систему пенсионных накоплений и выплат в России ждут серьезные изменения. Проект стратегии развития системы бурно обсуждается как на самом верху, так и среди тех, кого он непосредственно коснется в недалеком будущем. По этому поводу мы публикуем официальный пресс-релиз ПФ и комментарии ведущих экономистов страны. Приглашаем к обсуждению всех читателей «ВУ». На все вопросы ответит замначальника управления ПФ РФ в Центральном районе г.о. Тольятти и в Ставропольском районе Самарской области Ольга Евгеньевна Смольянинова. Свои вопросы можно направлять по адресу: oamorozova@mail.ru.
Систему пенсионных накоплений и выплат в России ждут серьезные изменения. Проект стратегии развития системы бурно обсуждается как на самом верху, так и среди тех, кого он непосредственно коснется в недалеком будущем. По этому поводу мы публикуем официальный пресс-релиз ПФ и комментарии ведущих экономистов страны. Приглашаем к обсуждению всех читателей «ВУ». На все вопросы ответит замначальника управления ПФ РФ в Центральном районе г.о. Тольятти и в Ставропольском районе Самарской области Ольга Евгеньевна Смольянинова. Свои вопросы можно направлять по адресу: oamorozova@mail.ru.
В начале октября Пенсионный фонд РФ провел с регионами видеоконференцию, посвященную разработанной стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. На все вопросы журналистов подробно ответили заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов и председатель правления ПФР Антон Дроздов.
По словам Андрея Пудова, стратегия предполагает формирование трехуровневой модели пенсионной системы: трудовая пенсия (должна обеспечить возмещение до 40% утраченного заработка), корпоративная пенсия, которую дополнительно формирует работодатель (еще до 15% от утраченного заработка) и частная пенсия - добровольные накопления самого гражданина (до 5%).
Антон Дроздов особо подчеркнул, что стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Просто те, кто будут работать дольше, будут получать более высокую пенсию и будет выгодно выходить на пенсию в более позднем возрасте.
Планируется привести в соответствие размеры страхового взноса для индивидуальных предпринимателей с уровнем пенсионных выплат других работников.
Предусмотрено реформирование института досрочных пенсий. «Досрочные пенсии для работников вредных и опасных производств мы не отменяем. Мы говорим о том, что сейчас за тех, кто выходит на пенсию в более раннем возрасте, платят все остальные», - уточнил Дроздов. Поэтому предлагается дополнительный тариф для работодателей, где есть такие производства.
В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
Глава ПФР уточнил, что Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России будет работать прежде всего на тех граждан, кто начал трудовую деятельность после 2002 года.
Антон Дроздов также отметил, что в стратегии нет предложения, чтобы лишить граждан части или всей пенсии. Записано положение, которое в среднесрочной перспективе привязывает уровень дохода гражданина с ограничением по выплате пенсии.
Стратегия предполагает реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы. Сегодня на накопительную часть пенсии отчисляется 6%. Предлагается в 2013 году из них 4% перевести на солидарную часть пенсии, а 2% оставить на накопительной составляющей. Впоследствии гражданам предоставят выбор, куда эти два процента деть: оставить в госсистеме солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы.
Проект стратегии развития пенсионной системы опубликован на сайте Минтруда www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/44/. В ближайшие два месяца основные положения документа и механизм их реализации будут обсуждаться на различных площадках: открытого правительства, общественной палаты, различных экспертных сообществ, трехсторонней комиссии.
Планируется, что до 15 декабря будут подготовлены проекты законодательных актов для реализации стратегии. После этого на весенней сессии они будут обсуждаться в парламенте. Скорее всего, введение этих законов будет осуществляться с 2014 года, уточнил Антон Дроздов.
Сейчас проект стратегии пенсионной системы до 2030 года внесен на рассмотрение президента РФ.
Евгений Гонтмахер, д.э.н., член правления Института современного развития
О досрочниках
До 30% граждан России сегодня выходят на пенсию до-срочно. Еще в советское время были сформированы так называемые списки № 1 и № 2. Люди из первого списка имеют право выйти на пенсию на 10 лет раньше, а люди из второго - на 5 лет раньше установленного срока. Все они работают во вредных условиях труда. Есть и третья, довольно большая категория - те, кто работает на Крайнем Севере. Есть также досрочные пенсии учителям и врачам: к примеру, если у учителя стаж работы по специальности составляет 25 лет, хотя он еще не достиг пенсионного возраста, он получает так называемую пенсию за выслугу лет.
Роднит всех досрочников то, что за эту разницу в годах (5-10 лет) все равно платит Пенсионный фонд РФ. А значит, все остальные работники вносят свой вклад в оплату ранней пенсии для этих «избранных». Получается не вполне справедливо.
Правительство одобрило поправки к законам, по которым для досрочников вводится дополнительный тариф на работодателя, который вынудит его оплатить эти «досрочные» 5-10 лет. По списку № 1 за работника в дополнение к обычному тарифу работодатель уже в 2015 году будет платить 9% от его заработной платы, по списку № 2 - 6%.
6-9% дополнительной нагрузки на фонд оплаты труда - это много. Как же работодатель будет «оптимизировать» свои расходы? Весьма вероятно, лишний раз не повысит зарплату тем, кто работает в этих вредных условиях, либо может даже сократить часть рабочих мест. Хуже того, хозяин предприятия может начать скрывать, что данное рабочее место - вредное.
Спору нет, надо вводить на работодателя дополнительный взнос. Потому что несправедливо, что все общество платит за вредные условия труда фактически на частном (в подавляющем большинстве случаев) производстве. Но нельзя эту дополнительную нагрузку просто так - сразу и резко - взвалить на плечи работодателя. Чтобы его действительно стимулировать, надо предоставить ему некий переходный период: следует хотя бы на несколько лет дать работодателю (если он будет добросовестно эти 9% платить) льготу по налогу на прибыль или по какому-то иному налогу. Так он сможет приспособиться к новой ситуации.
Законопроект пока еще в стадии обсуждения. Если в Думе его успеют рассмотреть в осеннюю сессию, он вступит в силу уже с 1 января 2013 года.
«Новая газета» № 121 (24.10.2012)
Никита Кричевский, д.э.н., председатель экспертного совета «Опоры России»
О пенсионном возрасте
В справке к Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года отдельным абзацем гарантируется, что проект «не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста». Составители ввели понятие нормативного стажа, который «в долгосрочной перспективе» будет равен 40 годам. В. Путин предложил этот нормативный стаж сократить как минимум до 35 лет.
Нормативный же стаж (по крайней мере, так можно трактовать Стратегию) - это временной промежуток, в течение которого вы, во-первых, работали, во-вторых, за вас (либо вы сами) платили взносы. Поскольку законодательно закрепленной трактовки нормативного стажа нет, из него можно смело исключить периоды службы в армии, нахождения на больничном, пребывания в статусе безработного, беременности и родов, ухода за ребенком, ребенком-инвалидом или инвалидом I группы.
Какая разница, какой будет продолжительность нормативного стажа - 35 лет или 40? В то же время пенсионный возраст действительно не повышается - просто в 55 (60) лет пенсия будет минимальная.
Строго говоря, любые разговоры об изменении пенсионного возраста бессмысленны - действующая пенсионная система основывается не на стаже или заработке, а на взносах, увеличенных на валоризацию и объем пенсионных прав, возникших до 1 января 2002 года. По большому счету сколько за тебя перечислили, столько и будешь получать.
«Новая газета» № 121 (24.10.2012)
Михаил Дмитриев, д.э.н., президент фонда «Центр стратегических разработок»
О накопительной части
Последние десять лет у каждого человека, если он работал и за него отчислялись взносы в Пенсионный фонд, эти взносы регистрировались на страховой части его счета и образовывали расчетный пенсионный капитал. Плюс определялась базовая, то есть ненакопительная часть пенсии. Потом этот расчетный капитал делился - собственно, так происходит пока и сейчас - на число лет дожития. Сейчас это 19 лет: предположим, у вас этот капитал 500 тыс., делим на 19, на каждый год у вас приходится 26 с лишним тысяч плюс к базовой пенсии. Однако уже в бюджет 2013 года они умудрились внести увеличение делителя: не 19 лет, а 21. Соответственно, вы с тем же накопленным капиталом можете рассчитывать уже не на 26, а на 23 тысячи. Поскольку чем дольше этот гипотетический усредненный период дожития, тем меньше размер пенсии при заданном расчетном капитале. Дальше - эта новация со стажем: это было при советской власти, потом от стажа отказались, теперь предлагают вернуться вновь. Суть в следующем: для того чтобы в 2020 году получить более или менее приемлемую пенсию в 40% от так называемой «утраченной зарплаты», у гражданина должно быть 40 лет стажа. Правда, как будет делаться расчет - абсолютно неясно: 40% от зарплаты последних лет или 40% от средней зарплаты за всю жизнь? Если за всю жизнь, то в 2000 году она у всех была в среднем в три раза меньше, чем сейчас.
«Newtimes», № 33 (15.10.2012)
Просмотров: 2230
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.