Организация НИРС
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов в Волжском университете имени В. Н. Татищева, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи. Научно-исследовательская работа содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в институте знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях науки и техники.Цель организации НИРС
Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в аспирантуре и пополнения научных и педагогических кадров института.Задачи
-
Выявление наиболее одаренных и продвинутых студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности
-
Создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно-методических разработок
-
Содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретение навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований
-
Обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники
-
Интеграция научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленная на решение научно-технических проблем в различных отраслях науки и техники
Организация НИРС
НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в научных учреждениях института (проблемных лабораториях). Руководство НИРС осуществляют профессоры и преподаватели института, сотрудники научных учреждений института и аспиранты. Из числа штатных преподавателей и сотрудников института назначаются ответственные за научную работу, курирующие организацию НИРС на кафедре или в научном учреждении института.Организационные формы НИРС реализуемые в институте:
-
НИРС, включаемая в учебный процесс. Выполняется в соответствии с учебными планами и программами, обеспечивается методическими пособиями и предусматривает:
-
выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований
-
выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственной или учебной практики
-
изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных и т.д. по курсу "Основы -научных исследований". Названная дисциплина может включаться в учебный план за счет часов, находящихся в распоряжении совета вуза
-
-
НИРС, дополняющая учебный процесс. Предполагает самостоятельную работу вне рамок непосредственной программы обучения и организуется в форме:
-
работы в студенческих научных кружках
-
выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя
-
участие в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям
-
организация специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности
-
-
НИРС, параллельная учебному процессу. Способствует наиболее полному освоению методов и специфики НИР и предусматривает:
-
участие студентов группами или в индивидуальном порядке в выполнении хоздоговорных научных исследованиях, выполняемых преподавателями на кафедрах либо в научных учреждениях вуза
-
Студенческие научные кружки
Студенческие научные кружки организуются при общенаучных и специальных кафедрах, научных подразделениях вуза. В них студенты составляют аннотации и рефераты по отечественной иностранной специальной литературе, овладевают навыками проведения эксперимента и обработки полученных результатов, проектируют и изготавливают наглядные пособия, лабораторные установки и технические средства обучения, готовят сообщения, с которыми выступают на заседаниях кружков, научных семинарах кафедры.Студенты включаются в число исполнителей НИР, проводимых кафедрами и научными подразделениями вуза. Поручения студентам, должны предусматривать творческие элементы. Участвующими в НИРС считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области общественных, гуманитарных, естественных и технических наук. НИРС завершается обязательным составлением отчета, сообщением на заседании кружка или на студенческом научном семинаре кафедры.
Научно-исследовательские, проектно-конструкторские и творческо-исполнительные работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ) и других учебных заданий.
НИРС включается в общие планы учебно-воспитательной и научной работы института, факультета и кафедры. Результаты НИРС освещаются в ежегодном отчете института (факультетов, кафедр) в разделе "НИРС".
Студенческое научное общество
«Наука существует только у
мудрых, мнение у глупых, постижение
же - общее у тех и других, причем
последнее является критерием истины»
Стоики
Работа студенческого научного общества (СНО) Волжского университета имени В. Н. Татищева строится на основе научной политики.
Главная цель - воспитание культурного специалиста, имеющего адекватное мировоззрение. Культурный специалист - это, прежде всего, нравственный человек, имеющий высокую культуру мышления, способный адаптироваться в динамичном, противоречивом и нелинейном мире.
Главное средство достижения цели - изучение и совершенствование теоретических систем.
Главное средство воспитания - самостоятельная работа студента.
Роль человека - творец.
Критерий оптимального взаимодействия человека и окружающей среды - адекватное отражение действительности.
Необходимые условия для формирования адекватного мировоззрения - множественность критериев и решений задач.
Главная задача- сохранение человеческой цивилизации и развитие культуры.
Составные части культуры - наука, философия, религия, искусство.
Главные особенности науки - стремление к рациональности, к достоверности и к выработке особенного языка.
Главный критерий качества воспитания - степень достижения цели и способность решения главной задачи.
Критерий оценки принимаемых решений - разумно то, что спасает природу.
Стратегия развития - воспитание в человеке способности находить, понимать, применять, производить и распространять новую информацию, адекватно отражающую действительность.
Ядро научного сообщества - система "научный руководитель-студент", производящая знания. Отсюда вытекает единство учебной, научной и воспитательной работы.
Прогнозирование, проектирование и управление - условия опережающего развития качеств человека и технологий.
Взаимодействие с позиций различных наук и культур - условие для прогнозирования событий и принятия разумных и нравственных решений.
Изучение проблем и ценностей - условие интеграции гуманитарной, социальной, естественнонаучной и технической подготовки специалиста.
Формы организации работы - научные кружки, клубы, лаборатории, экспедиции, научно-проблемные группы, научно-производственные предприятия (в зависимости от уровня научно-исследовательской деятельности студентов). Логическим продолжением научных исследований являются конкурсы, конференции, диспуты, выставки и другие массовые научные мероприятия, которые проходят как праздники интеллекта.
Главные вопросы: Почему? Зачем? Как?
Метод исследования - моделирование.
Главный инструмент - компьютер.
Научный отдел
Адрес: ул. Ленинградская, 16, каб. 313Тел: (8482) 28-84-58