Царьков Игорь Иванович
Об авторе и от автора.
Царьков Игорь Иванович - кандидат юридических наук, доцент. В 1988 г. закончил философский факультет Ленинградского государственного университета. Писать научные тексты и художественную прозу начал с середины девяностых годов. В настоящее время является автором более восьмидесяти научных работ (из них три монографии). Его творческие работы публиковались в альманахах «Деловая слава России» и «Город», в сборнике стихов и прозы «Между строк», а в 2013 г. вышла в свет его книга «Мысли вслух». Его «проза» это краткие высказывания, которые автор называет «мысли вслух», а его друзья - «романы в одну строку» и очень короткие «РасСказочки». И «Мысли», и «РасСказочки» зачастую заставляют читателя на долго задуматься.
Я думаю, что вряд ли кто сможет вразумительно объяснить, как рождаются стихи, романы и тем белее «романы в одну строку». Все, что я написал, не было плодом долгого размышления и подбора слов (я практически ничего не правил после того, как сформулировал мысль). Эти «романы в одну строку» приходили вдруг, неожиданно и очень часто заставляли врасплох в неудачном месте и в неудачное время: на лекции, за обеденным столом, в общественном транспорте, за просмотром телепередачи, на прогулке. Происхождение высказываний больше напоминает Гераклитов огонь – в одно мгновение пламя лизнуло и обожгло, а в другое мгновение пламя уже потухло, и письменный стол нужен только для того, чтобы в промежутках между мгновениями успеть записать, чтобы не забыть.
Мысли в слух
Нельзя понять непонятное, но говорить можно.
***
Чрезмерные притязания разума делают его надменным и суеверным.
***
Мысль может быть парадоксальной - высказывания должны быть логичны.
***
Если спорить до хрипоты, до изнеможения, то останется одна хрипота и изнеможение.
***
Оспорить можно все, кроме бреда.
Критиковать можно всех и каждого, кроме…
Вне критики только сумасшедшие.
***
Ум не требуется, если общество утроено не по-умному.
***
Сегодня:
«Страшный суд наступит завтра»
На следующий день:
«Страшный суд наступит завтра»
- Вечный двигатель обостренного чувства человеческой ответственности.
***
Формула собственности:
То, что не отмечено, не помечено, не замечено как мое, то – чужое.
Формула антисобственности:
То, что не отмечено, не помечено, не замечено как чужое, то – мое.
***
ЧуднО, когда любовь это свойство души, а не чудо.
ЧуднО, когда мораль - естественная потребность, а не чудо.
ЧуднО, когда мышление – функция мозга, а не чудо.
- Все без чуда и все чуднО. Все чуднО, но все без чудес.
***
Человек – это homosapiens –для многих эта фраза звучит понятно и естественно, как будто иного и быть не может. Но… чтобы держать физическую форму, требуются физические усилия, а нужны ли усилия к мысли, если мы и так уже homosapiens?
***
Кто-то видит разницу между чувствами и разумом.
Кто-то не подозревает о ее существовании.
В первом случае - это личная проблема и головная боль человека.
Во втором – проблема трагедией коснется всех.
***
Когда человек в одиночестве, у него обостряется разум, если не сойдет с ума.
Когда человек в толпе – обостряются чувства, если другие не раздавят.
***
Не надо много знать, надо хоть что-то понимать.
***
Когда будоражится разум, то всегда будоражатся чувства. Не факт, что, когда будоражатся чувства, то будоражится разум.
***
Можно всю жизнь обходиться без истины, если считать, что она относительна.
***
Разум не предшествует выбору, разум рождается вместе с выбором.
Человек неразумен, если не выбирает.
***
Кожей чувствовать право.
***
Право не является продуктом естественно-исторической необходимости - жди не дождешься, - оно и не доставляется человеку «сверху» как подарок от великих и умных людей. Право завоевывается каждым мигом волевого усилия.
***
Говорят, что свобода - это состояние души и человек может быть свободным даже в тюрьме.
Тогда где же проходит граница между тем, что делается по ту и по эту стороны колючей проволоки?
***
Чтобы обладать ПРАВОМ, нужно отказаться от прав – парадоксально, но факт.
***
Игра - это всегда можно начать сначала. Причем, чем произвольней устанавливаются начало и конец игры, тем БОЛЬШЕ она игра. И тем БОЛЬШЕ она игра, чем произвольней мы выходим из игры.
***
Привилегированность – это надежда на то, что тебя минует беда, когда другого, при схожих условиях, непременно настигнет.
***
Предать можно человека. С идеями соглашаются или не соглашаются. Теории доказывают или опровергают.
- Если общество будет управляться идеями и теориями, то может быть и предателей будет меньше!?
***
Как справедливо судить?
По «букве» Закона или по «духу» Закона?
Конечно, по «духу», если он там есть.
***
Либо ведомо, что есть добро и не ведомо, что есть зло, либо ведомо, что есть зло и не ведомо, что есть добро.
-А третьего не дано.
***
Правда обычая утверждается через неправду другого обычая.
***
Говорят: «Власть портит людей».
- Да, если власть испорчена.
***
Не трудом созданную собственность и утратить не жалко.
***
Как только отвергают Бога, так тут же в жизнь врывается судьба-злодейка.
***
Уже не будет Всемирного потопа и разрушения Вавилонской башни, не будет разрушения Содома и Гоморры и Вавилонского пленения, но будет Страшный суд.
А, если и Страшного суда не стоит ожидать?
- Тогда наступит конец света.
***
Презумпция враждебности дает право на враждебность и нетерпимость.
Презумпция открытости дает шанс на доверие и любовь.
***
Любовь без милосердия – страшная штука.
***
Мы не заметили, как чрезвычайно обеднели, когда душа трансформировалась в психику.
***
Сущность театрального искусства скрывать изнанку своего искусства.
***
Либо расходовать столько сколько можем заработать, либо добыть столько, сколько необходимо потратить.
***
Можно ли начать жизнь с «чистого листа»?
- Или мы только этим и занимаемся, стараясь стереть из памяти всяческие неприятности и несправедливости.
***
Мы лишились удовольствия добывать дефицит.
- Поэтому, так все несчастны?
***
Видеть не Россию в себе, а себя в России.
***
Чтобы по достоинству оценить мудрость мудреца самому нужно быть хоть чуточку мудрым.
***
Рожденный просить, требовать не может.
***
Единственный риск театральной жизни – неудачно сыгранная роль, которую можно оправдать плохим настроением и переиграть заново.
***
Петр I строил рабскую Россию, Александр II – свободную.
Память о Петре I увековечена в художественных полотнах и произведениях, в памятниках и кинофильмах.
Об Александре II вспоминаем только на уроках истории.
- Боготворим тех, кто делал из нас рабов, и забываем о тех, кто пытался сделать нас свободными.
***
Дети смотрят на взрослых и чему-то учатся.
- На кого должны смотреть взрослые, чтобы хоть чему-то научиться?
***
Пытаясь всегда идти по пути наименьшего сопротивления, обязательно забредешь в дебри.
***
Вере и свободе необходимо учить и не просто учить, а учить, учить, и учить.
***
Душу рвут перед телекамерой, перед взором других, - перед Богом ее открывают.
***
Говорят: «Власть портит людей»,
- Если власть испорчена.
***
Революция как песня,
- или одна лишь песня.
***
Стремясь оставить след в истории, – не наследи!
***
Без страха и…ответственности.
***
Считая, что любой тебе готов напакостить, обязательно сам всюду будешь пакостить.
***
Демократия это бакалейная лавка. Если в ней что-либо отсутствует, то это не смертельно.
Тоталитаризм – свалка. Найти можно все что угодно, но не в рабочем состоянии.
***
Наследники патриотической харизмы.
***
«Ты, что делаешь, негодяй! Разве можно так издеваться над человеком?»
«А, так можно?»
«А, так можно!»
***
Наш русский либерализм развивался на уровне «не плохих, но никчемных идей».
***
Не трудом созданную собственность и потратить, и растратить, и утратить не жалко.
***
В России либерально-демократические идеи нужны только для того, чтобы сбросить уставшую и надоевшую всем власть. И все..!
***
Научившись создавать гламур («Россия в красках») и проводить шоу («show must go on»), очень сильно удивимся, когда создавать гламур и проводить шоу будет не из чего.
***
Тоталитаризм - это искусственная история.
- Делает вид, что что-то происходит.
Демократия – искусство истории.
- Происходит то, чему необходимо свершиться.
***
Христианство:
Человечество арендатор божьего виноградника.
***
Как только отвергают Бога, так тут же в жизнь врывается судьба-злодейка.
***
Правда обычая утверждается через неправду другого обычая.
***
Может ли фарс закончиться трагедией?
Да. Если кто-то не подозревает, что это фарс.
***
Истина не передается, истина открывается.
***
Либо маразм на фоне устоявшейся разумности, либо разумность на фоне галопирующего маразма.
А третьего не дано.
***
Я не знаю, что значит быть морально совершенным существом, но я точно знаю, что значит быть моральным уродом.
***
Зло необходимо. Без зла нет и добра.
Зло свершается, но оно не необходимо, просто кто-то не стремится творить добро.
А третьего объяснения нет.
***
И бандиты могут быть романтиками.
Или бандиты только и могут быть романтиками?
***
Шахматист, играющий сам с собой, при любом раскладе проиграет.
***
«Теория заговора» делает одно «благородное» дело – скрывает истинные источники реальной угрозы, оставляя общество в благом неведении.
***
Закон трагедии
Если уверен в истинности источника будущей угрозы, и предпринимаешь максимум усилий на его уничтожение, то предсказание обязательно сбудется.
***
Слишком жизненно относимся к театральному искусству, и по театральному к искусству жизни.
***
Выбранный атаман без ограниченного срока полномочий.
РасСказочки
УЧИТЕЛЬ
В высокогорном уединенном монастыре любимым временем суток для монахов был вечер. Каждый день, после тяжелого трудового дня, когда они работали и усиленно тренировали свое тело, монахи рассаживались полукругом подле старого вяза, и в тени дерева появлялась фигура учителя. В этот час все замирало: птицы переставали щебетать, стихал ветер, а за ним скрип старых рассохшихся ставень монастырских окон, животные уходили в загоны и замолкали, и земля становилась теплой. Казалось, что весь мир в это мгновенье концентрировался в одной единственной точке – седом морщинистом лице учителя и его глубоких и умных очах.
Каждый монах стремился не только вслушаться в речь учителя, но и поймать на себе его взгляд и когда это счастливым образом случалось - взоры встречались, только тогда, в этот миг, казалось, что вся мудрость учителя проникает в тело и растекается по всем жилам ученика. Наступала благодать: тело, разум; учитель, ученик - все становилось единым.
Весь день с самого раннего утра монахи жили в ожидании свершения этого чуда. Тяжелая монотонная работа, изнурительные тренировки тела – только предуготовление к великому действию. Усиленно работать и тренироваться нужно, чтобы в наступившее мгновенье не пропустить взора учителя.
Шло время. Учитель старел, и его благородная седина стала походить на пучок бесцветной пакли, морщины, так изрезали лицо, что трудно было разглядеть зрачки глаз, когда-то бывшие бездонными, как голубое небо. Монахи скорбели и старели вместе с учителем. Однажды учитель сказал им: «Настало время».
Все замерли в скорби в ожидании решения вопроса о продолжении жизни. Но учитель ничего не сказал. Он молча встал, молча подошел к массивным монастырским воротам, молча открыл и молча закрыл их за собой, стоя лицом к ученикам, чтобы каждый из них мог последний раз поймать надежду в его потухающем взоре.
Ворота захлопнулись. Наступила тишина. Сквозь тьму луч света освещал только старый вяз, под которым на месте учителя стояло совсем юное создание, оно улыбалось всему миру, и от него исходила сила, молодость и уверенность в продолжении жизни.
Прошли годы. Сменилось поколение монахов, и никто из молодых не знал, откуда, как и когда появился их любимый учитель. Все думали, что УЧИТЕЛЬ БЫЛ ВСЕГДА, и каждый стремился ловить мудрый взгляд учителя.
МУДРОСТЬ
В высокогорном монастыре монахи вели уединенную и размеренную жизнь. В назначенное время они работали на огороде и занимались ремеслами, чтобы прокормить себя; в назначенное время убирали помещения монастыря и его двор, и, конечно, в назначенное время постигали мудрость под чутким руководством учителя.
Однажды осенью учитель дал задание самому способному монаху чисто вымести монастырский двор от опавших листьев. Ученик выполнил задание и доложил учителю. Учитель вышел во двор, увидел, что на земле монастырского двора нет ни одного листочка, подошел к дереву, сорвал листочек и положил его на землю.
Ученик недоуменно спросил учителя: «Зачем вы это сделали? Ведь Вы приказали вымести двор начисто». Учитель многозначительно улыбнулся и ответил: «Нельзя нарушать гармонию мира».
На следующий год учитель вновь дал то же задание тому же самому монаху. Монах подмел двор, но оставил лежать на земле один единственный листок. Учитель увидел это, многозначительно, но в то же время и одобрительно улыбнулся, опять подошел к дереву, сорвал листок и положил второй рядом с первым. На недоуменный взгляд монаха ответил: «Когда познаешь, сколько нужно положить листьев на землю, чтобы не нарушить гармонии мира, тогда постигнешь мудрость».
От мысли, что ему никогда не постичь того, к чему он стремится всей душой, монаху стало очень грустно.
Но через какое-то время он успокоился и понял, что в будущем ему никто не запретит с глубокомыслием говорить то же самое своим ученикам, что сегодня говорит его учитель.
ПОСВЯЩЕНИЕ
Перед массивными воротами высокогорного уединенного монастыря остановился странник. Он постучал посохом в ворота, и они приоткрылись. Странник протиснулся во двор монастыря. На крыльце монастырского храма стоял учитель, он спросил странника, откуда и зачем он сюда пришел. Странник ответил, что исходил весь мир в поисках мудрости, но нигде ее не нашел, и остался только их монастырь. Странник умолял учителя принять его в их братство, чтобы усвоить их мудрость и насладиться ею.
Учитель задумался, улыбнулся и сказал: «Хорошо, мы примем тебя, но вначале тебе предстоит выполнить одно задание - поймать своим мешком луч света. Сделаешь это - станешь полноправным членом нашего братства». «О, - воскликнул обрадованный странник, - нет ничего проще, как поймать луч света. Я это проделывал сотню раз».
Странник быстро развязал свой мешок, повернулся лицом к солнцу, прищурился и стал что-то бормотать. Учитель увидел это, похлопал странника по плечу и сказал: «Он наш».
СЧАСТЛИВЦЫ
В свете белого дня по улицам деревни ходил сумасшедший и задавал прохожим странный вопрос. «Вероятно, Бог есть?» - спрашивал он всех, кто попадался ему навстречу.
От неожиданности и наглости прохожие, как ошпаренные, отскакивали в сторону и от испуга готовы были голыми руками разодрать сумасшедшего. Но потом, увидев стоящего перед собой тщедушного и беспомощного человека, успокаивались и, не задумываясь, отвечали.
«Конечно, есть, - уверенно говорили одни, - как ты можешь сомневаться в этом?» и, гордо подняв голову, проходили мимо.
«Какой Бог? Никакого Бога нет. Разве можно сомневаться в очевидном», - уверенно говорили другие и продолжали путь.
«Что за глупый вопрос? - недоумевали третьи. Какая разница есть Бог или его нет? Если Вам угодно, то он есть, если не угодно, то его нет, а мне что одно, что другое - все едино» - и, приплясывая, шли дальше.
«Счастливцы, - каждый раз, заглядывая им в глаза, восклицал сумасшедший. Вы знаете ответы на все вопросы, вам ясен мир, и от такой ноши вы не сгибаетесь до земли, и такая ноша не раздавила и не превратила вас в пыль! Воистину счастливцы».
ЗАДАЧА
Каждую ночь человеку снился один и тот же сон. Человеку снилось, что он пытается решить очень сложную математическую задачу. От решения этой задачи зависело все: его честь, достоинство, богатство. И снилось ему, что задача ему никак не поддается. Во сне он нервно крутил в пальцах наполовину обгрызенный карандаш, усиленно морщил лоб и до крови закусывал губы, но ничто не помогало. Иногда ему казалось, что он вот-вот уловит правильное решение, что он уже понял главное условие задачи. И тогда он соскакивал со стула и в возбужденном состоянии мерил комнату из угла в угол широкими и быстрыми шагами, но мираж быстро проходил, и человек бросался в изнеможении на стул и долго сидел абсолютно неподвижно и отрешенно.
Каждый раз, просыпаясь утром в холодном поту, человек был уверен, что задача имеет разрешение, и с этим убеждением он проживал светлое время суток – счастливым, довольным и уверенным в завтрашнем дне.
Но вечером он вновь засыпал.
ЛАМПОЧКА
В диком дремучем лесу вдруг откуда ни возьмись появилась электрическая лампочка. Лампочка то ярко загоралась, то гасла. Дикие звери с большим любопытством осматривали диковинку. Они вертели ее в своих лапах, обнюхивали, облизывали, но никак не могли понять, почему она то яркая и горячая, то темная и холодная.
Явление было красивым и загадочным, оно притягивало к себе всех зверей и, несмотря на ее загадочность, все звери быстро усвоили выгоды от ее применения.
Птицы, которые были поумней, стали вить себе гнезда в освещенном лампочкой пространстве, волки и лисы – рыть норы, а тигр вообще разместился возле лампочки и нежился в ее лучах, ожидая, когда глупый зверь угодит к нему прямо в лапы. Им было тепло, светло и уютно.
Иногда случались несчастья: то стрекоза подлетит слишком близко и опалит себе крылья, то тучи мошкары, слетаясь на свет, гибли от жара лампы. Периодически сам тигр по неосторожности и неразумению обжигал об лампочку лапу, и тогда он убегал в глубь леса и там усиленно дул на обожженное место, в сердцах проклиная лампочку и вместе с ней все на свете.
Наконец всем это надоело, и тигр, превозмогая страх и боль, ради спасения других зверей раздавил лампочку лапой, и в лесу вновь стало темно и сыро.