Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха в городах
Сульдимиров Геннадий Кузьмич
профессор кафедры «Экология и природопользование» Волжского университета имени В.Н. Татищева
Одной из острейших экологических проблем современности по-прежнему остаётся проблема охраны атмосферного воздуха от загрязнений. 15 лет, прошедшие после конференции в Рио-де – Жанейро, мало изменили ситуацию в данном вопросе, в том числе и в Российской Федерации.
По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2006 году», результаты наблюдений, проводившихся Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) показывают, что уровень загрязнения атмосферы в городах остается высоким. В 69% городов, где проводятся наблюдения, уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий. В 2006 г. 65 млн. чел. проживали в 206 городах, где средние за год концентрации одного или нескольких веществ превышали ПДК. Средние за год концентрации взвешенных веществ были выше ПДК в 64 городах, бенз(а)пирена – в 160 городах, диоксида азота – в 102 городах, формальдегида – в 125 городах.
В целом по России 38% городского населения проживает на территориях, где не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферы, а 55% (58,2 млн. чел.) – в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферы.
Основная причина такого явления, на наш взгляд, кроется в несовершенстве системы организации воздухоохранной деятельности в стране, в ослаблении государственного экологического контроля, в пробелах в существующем законодательстве, и в отстранении от конкретной экологической деятельности органов местного самоуправления.
И в федеральном, и в региональном законодательстве какие – либо полномочия органов местного самоуправления в области контроля и управления выбросами загрязняющих веществ в атмосферу не предусмотрены.
В государственной системе управления охраной окружающей среды и природопользованием регулярно проводятся реорганизации, никак не способствующие развитию природоохранной деятельности, ликвидирован внебюджетный экологический фонд, практически упразднена экологическая экспертиза проектов промышленных предприятий.
В стране приостановлен оперативный экологический контроль автотранспорта, находящегося в личном пользовании граждан, который ранее проводился на стационарных постах ГАИ.
По данным вышеназванного Государственного доклада, в настоящее время в стране насчитывается 32,5.миллионов единиц автомобилей, которыми выбрасывается в атмосферу 15,2 млн. т. загрязняющих веществ.
В личной собственности граждан находится до 80% автотранспортных средств или 26 млн. единиц. Проведя упрощённый расчёт и принимая в среднем ежегодный пробег одного автомобиля 25000 км и удельный расход топлива 12 л на 100 км, общая масса продуктов сгорания топлива, поступающих в атмосферу, составит более 60 млн. т, из которых третью часть составляют опасные для здоровья вещества и которые являются фактически не контролируемыми выбросами.
Упразднён государственный контроль качества топлива на автозаправочных станциях (АЗС). В прошлом такой контроль осуществлялся органами Госстандарта.
Таким образом, основной источник загрязнения атмосферного воздуха в городах — автотранспорт и автотранспортная инфраструктура в настоящее время оказались бесконтрольными.
Мониторинг состояния атмосферы возложен на Росгидромет, с чем тот справляется довольно успешно. Но по его данным мы оцениваем только качественное состояние атмосферы в любое время суток, недели, года. Росгидромет не призван определять источник выброса, следовательно, по его данным невозможно предъявить претензии за сверхнормативное загрязнение атмосферы или принять меры по ограничению выбросов.
В соответствии с Федеральным законодательством организация охраны атмосферы и экологический контроль источников выбросов загрязняющих веществ возложены на специально уполномоченный государственный орган (в настоящее время на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору – Ростехнадзор). Несколько месяцев тому назад право экологического контроля возложено и на исполнительные органы Государственной власти субъектов Федерации. Полномочия органов местного самоуправления по-прежнему не определены. В законодательстве предусмотрена возможность делегирования полномочий в области охраны окружающей среды органам местного самоуправления, однако это положение пока не реализовывается.
Проследим ситуацию на примере города Тольятти
В Тольятти имеются 7 постов наблюдения загрязнения атмосферы системы Росгидромета, и Тольяттинская гидрометеорологическая обсерватория (ГМО) регулярно выдает информацию о содержании вредных веществ в атмосферном воздухе по всем трём районам города. Согласно отчёту ГМО по муниципальному контракту №513, представленному в городскую Думу, в городской атмосфере ежегодно имеют место превышение предельно допустимых среднесуточных концентраций загрязняющих веществ: по пыли в 2,7 раза, по аммиаку в 1,8 раза, формальдегиду – в 3,7 раза, по фтористому водороду в 1,2 раза, по бенз(а)пирену (токсическое вещество 1 класса опасности) в1,8 раза, по оксиду азота имеет место устойчивая концентрация на уровне 1 ПДК. Комплексный индекс загрязнения атмосферы города составил 10,1 и свидетельствует о высоком уровне загрязнения атмосферного воздуха.
Масса выбросов от стационарных источников промышленных предприятий города составляет 45-50 тыс. т. в год, а масса выбросов от автотранспорта по оценкам составляет 120-150 тыс. т. (в городе около 250 тыс. единиц автотранспортных средств, в том числе в личном пользовании жителей около 200 тыс. шт., плюс транзитный транспорт). Таким образом, в атмосферу города ежегодно поступает порядка 150-180 тыс. т. вредных веществ, опасных для здоровья жителей и окружающей природной среды.
Рассмотрим, как осуществляется оперативный контроль и управление выбросами.
Как отмечалось выше, выбросы от автотранспортных средств практически не контролируются за исключением крупных автотранспортных предприятий, на которых ежедневно проверяется службой самого предприятия качество выхлопных газов перед выходом транспорта на линию. Но такого транспорта едва ли наберётся 10% от его общего количества в городе. Периодичность контроля автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан, на содержание окиси углерода (СО) в выхлопных газах при прохождении техосмотра составляет от одного года до 3-х лет в зависимости от возраста машины. То есть оперативный контроль выбросов автотранспорта отсутствует. К тому же в городе не работает система регулирования движения транспорта в периоды неблагоприятных метеорологических условий, когда в приземном слое атмосферы накапливается максимальное количество вредных примесей.
Из 500 предприятий-загрязнителей атмосферы только на 4-х крупных промышленных предприятиях (АВТОВАЗ, КуйбышевАзот, ТОАЗ, ТольяттиКаучук) имеются специализированные управленческие структуры по охране окружающей среды, лаборатории по контролю выбросов в атмосферу и сбросов в водоёмы. Но (подчеркнём!) это ведомственные структуры. А государственная лаборатория по контролю источников выбросов в городе отсутствует. При Управлении по технологическому и экологическому надзору по Самарской области такая лаборатория есть – одна на всю область. Работает эта лаборатория по плану и по договорам с предприятиями для подтверждения объёмов и качественного состава выбросов преимущественно от стационарных источников. Как правило, замеры проводятся при устоявшемся технологическом режиме, поэтому такой контроль оперативным назвать невозможно.
С целью осуществления оперативного контроля за выбросами промпредприятий при существовавшей ранее Тольяттинской Государственной инспекции по охране окружающей среды за счёт средств местного бюджета была создана группа контроля экстремально высоких загрязнений атмосферного воздуха (группа ЭВЗ). Эффективность работы этой группы была минимальной из-за отсутствия при инспекции аккредитованной лаборатории по контролю источников выбросов, отсутствия транспортных средств для обеспечения оперативности контроля и проблем с финансированием.
В настоящее время Тольяттинская Государственная инспекция по охране окружающей среды упразднена, и группа ЭВЗ прекратила своё существование. В составе Тольяттинского отдела Управления Ростехнадзора по Самарской области работают только 2 штатных инспектора, осуществляющие экологический контроль выбросов в атмосферу и в области обращения с отходами, которые не имеют никакого технического оснащения для осуществления своих контрольных функций.
Ожидается создание Тольяттинской службы экологического контроля Министерства экологии и природопользования Самарской области. Однако вызывает сомнение, что это будет полнокровная, технически оснащённая служба экологического контроля.
На фоне реорганизации государственных природоохранных структура девальвирована роль природоохранной службы и Мэрии г. Тольятти.
В 1992 году Главный эколог города был избран по открытому городскому конкурсу и работал в ранге заместителя главы городской администрации. Ныне Управление экологии и природопользования входит в состав Департамента городского хозяйства и экологии, который в свою очередь подчиняется одному из заместителей Мэра.
Прекратил свою деятельность городской экологический совет, приостановлено действие решения городской Думы ( 1995 г.) о договорах на комплексное природопользование, не ведётся работа по внедрению международных стандартов ГОСТ Р ИСО14000 «Системы управления окружающей средой», отсутствует целевая экологическая программа и городская экологическая политика (срок действия Концепции экологической безопасности г. Тольятти, принятой городской Думой в 1995 г., завершился.)
Всё это не могло не сказаться на качестве атмосферного воздуха, чем дышит население нашего мегаполиса. Для оздоровления атмосферы в городах необходимы кардинальные меры на всех уровнях власти.
Какими могут быть эти меры?
Первостепенной задачей является наделение на законодательном уровне органов местного самоуправления широкими полномочиями в области контроля источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Это могут сделать представительные органы власти субъектов Федерации на основании своих полномочий или Государственная Дума.
В случае решения этого главного и принципиального вопроса природоохранные службы городов должны быть оснащены современными измерительными комплексами (лабораториями) для контроля источников выбросов и транспортными средствами. В городах необходимо провести инвентаризацию предприятий, имеющих источники выбросов ЗВ в атмосферу, и ввести обязательную регистрацию в городских природоохранных службах проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (проектов ПДВ), предоставить право городским администрациям выдавать разрешения на выбросы, организовать муниципальный контроль за их исполнением. Ввести ежемесячный накопительный учёт выбросов по каждому из приоритетных для данного города загрязняющих веществ с публикацией отчёта в средства массовой информации с указанием предприятий загрязнителей.
Для контроля не санкционированных промышленных выбросов по периметру крупных промышленных предприятий установить автоматизированные посты наблюдения за качеством атмосферы. Ввести муниципальный контроль за состоянием и соответствием нормативным требованиям санитарно-защитных зон предприятий согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 (редакция 2007 г.)
С целью организации эффективного контроль выбросов автотранспорта обратиться к Федеральному собранию и Президенту Российской Федерации с предложением о восстановлении оперативного контроля качественных характеристик выбросов автотранспортных средств силами ГАИ и топлива на автозаправочных станциях, а так же о восстановлении экологических фондов для финансирования служб муниципального экологического контроля и природоохранной деятельности предприятий.
Источниками формирования экологических фондов могли бы быть природоохранные платежи предприятий, отчисления от суммы акциза за торговлю нефтепродуктами.
Учитывая, что основным источником загрязнения атмосферы в городах является автотранспорт, находящийся в личном пользовании граждан, было бы своевременным рассмотреть вопрос об экологическом сборе с транспортных средств, находящегося в собственности у населения (с оставлением суммы этого сбора в муниципальном бюджете) при одновременном сокращении размера налога с владельцев автотранспорта. Даже при минимальной сумме такого сбора не более 100 рублей его общая сумма составила бы для г. Тольятти 20-25 млн. руб. в год, что было бы вполне достаточно для создания и финансирования деятельности службы муниципального контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города.
Представительные органы власти субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы в Государственной Думе (в том числе и Губернская Дума Самарской области). Поэтому при позитивном отношении к реально существующей проблеме оздоровления атмосферы в российских годах она может быть успешно решена.
Но главным звеном в воздухоохранном механизме в городах должны быть органы местного самоуправления, подотчетные о своей деятельности перед населением. И необходимо населению предоставить право самому наводить чистоту и в атмосфере своего города.
По материалам press-volga.ru
Просмотров: 23587